Сайт

Малаховского отделения

Всероссийского Общества Охраны

Памятников Истории и Культуры

Л. К. Павлова. "Уголок России, отчий дом." Часть 1.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Православие - религия радости


«...Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычным утверди мя.»

Псалтирь,

Кафисма 7, Псалом 50


Говорят, у каждого человека есть не только свой храм, но и своё место в храме.

В храме Николы в Толмачах, что при Государ­ственной Третьяковской галерее, на полу находится металлическая табличка:  «Здесь стоял П.М.Третьяков».

Я долго шла к своему храму. Сначала Троицкий храм в Удельной, потом храм апостолов Петра и Пав­ла в Малаховке, Преображенский храм в Коренево.

Красковский храм Владимирской иконы Богоро­дицы по разным причинам включал меня в свой при­ход эпизодически в течение десятилетий.

Своим я почувствовала этот храм не так давно и это было Божьим даром. Именно здесь я, наконец, в полной мере ощутила эффективность миссионерской деятельности, несущей в себе радость веры и радость бытия.

В теперь уже далёком 2007 году подобная попыт­ка была предпринята в Коренево, где настоятель хра­ма Преображения Господня совместно с группой при­хожан и Красковским культурным центром провёл се­рию миссионерских акций, посвящённых двунадеся­тым церковным праздникам. Целью проекта было воз­рождение праздничной культуры Православия, со­держание которой в настоящее время забыто.

Наряду с просветительством на сцене Красков- ского культурного центра было представлено некое действо, в котором вместе с солистами Большого теат­ра и профессионалами выступали наши земляки и са­модеятельные коллективы.

Были сняты и распространены профессиональ­ные видеоматериалы, но инициатива ограничилась несколькими акциями и не получила своего продол­жения.

Наше время некоторые социологи определяют как время «одиночества в толпе». Эту характеристику я остро почувствовала в Музее современного искусства в Риме. Стены и потолок помещения, в котором ты оказываешься, входя в дверь музея, усеяны осколками зеркал. Вроде ты есть, вроде рядом с тобой много лю­дей, которые отражаются в осколках зеркал, но ты ост­ро ощущаешь, что тебя нет. Ты не можешь найти свое­го отражения и отражения знакомых тебе людей. Ты есть и тебя нет. Много людей вокруг, но большинство из нас зачастую испытывают чувство острого одиноче­ства. Единственное спасение — вера в Бога.

Коренево «окормляемо» не только храмом Преоб­ражения Господня, издающим православную краевед­ческую литературу и создавшим детскую театральную студию, но также мощным Красковским культурным центром, включающим в свою структуру около 40 творческих объединений.

Малаховка богата своим храмом апостолов Петра и Павла, а также двумя библиотеками, при которых созданы литературные клубы, общественные объеди­нения и лектории. Кроме того, несмотря на серьёзные трудности, продолжает свою работу Культурно­досуговый центр «Союз», активно работает Музей ис­тории и культуры Малаховки.

В Красково, когда-то утопающем в сиреневых са­дах тихом дачном посёлке, сегодня массовое наступле­ние многоэтажных монстров и, наряду с Владимир­ским храмом, только одна библиотека, пытающаяся сохранить духовное начало и консолидировать социум.

Именно поэтому в 2022 г. возникла идея создать при храме Дискуссионно-краеведческий клуб «Мой край», целью и задачей которого стала просветитель­ская миссия не только познакомить прихожан и жите­лей поселения с основами православной культуры, ис­торией родного края, но и укрепить единение, даро­ванное богослужением. Был принят формат диалога и дискуссии. Встречи проводят два раза в месяц после Литургии. Со временем при клубе созданы музыкаль­ная и литературные гостиные, где представлено твор­чество не только наших земляков, но и московских де­ятелей культуры.

За время работы клуба нашими гостями была ве­дущая радиостанций «Радонеж» и «Вера» Екатерина Краснобаева, композитор О.Грицай, главный специа­лист научно-просветительского отдела Государствен­ного геологического музея им. Вернадского РАН РФ О.А.Антонюк. Клуб получил благословение клирика Николо-Угрешского монастыря о. Валерия Духанина.

Цикл встреч по тематике православного богослу­жения провёл настоятель Красковского храма о. Игорь Крикота. Тема: «Мы русские. С нами Бог!» обсужда­лась на встрече с преподавателем философии Николо- Угрешского монастыря С.И.Иванниковым.

Опасаясь утомить читателя формой отчёта, пред­лагаю ему стихи члена Союза писателей и журнали­стов РФ Елены Лосевой, звучащих в литературной гос­тиной клуба:


«Детство моё проходило

под названием «Красковский тупик»

И при этом, поверьте,

было солнечным и счастливым.

Наверное поэтому, услышав однажды

горькое: «Всё. Это тупик.», улыбнулась, а не заплакала.

Я-то ведь знаю, что именно в нём, в тупике, и прячется моё самое светлое счастье.»


В какой-то степени этими стихами выражена главная идея клуба: дать людям надежду, радость и знание. Утешить и помочь. Через богословие, краеве­дение, поэзию и музыку укрепить дух и веру, защитить от одиночества.

Как пишет замечательный богослов Сергей Иосифович Фудель: «В глазах Христовых наша интел­лигентное «изнеможение» от жизни есть уже какой-то отказ от креста. Первую историческую церковь Он хвалит в таких словах: «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не измельчал (Откр. 2, 3)»2.

Тяжело сегодня людям. Так называемый кон­фликт на Украине затронул весь мир. Но в послании апостолов читаем: «По мере как умножают в нас стра­дания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор 1, 5)

«Русскость» - сакральное понятие. Не случайно национальности всего мира обозначены в русском языке существительным, а «русские» — единственные прилагательное. Пока наука никак не объясняет этот факт.

Тематика клубных встреч активно использует те­мы патриотизма и величия русской истории, особо уделяя внимание истории Люберецкого края.

С большим успехом прошла демонстрация доку­ментального фильма «Храмы Люберецкого края», сня­того автором книги «Мои Люберцы» (Люберцы, 2018 г.) Владимиром Ивановичем Хованским. Причём зрите­лями были как взрослые, так и дети — учащиеся вос­кресной школы. Несомненно, особый интерес у слуша­телей вызывает тема, посвящённая структуре и содер­жанию Божественной Литургии, изложенная отцом Игорем в форме неформальной и доступной по содер­жанию беседы, в которой возможны вопросы, сомнения и уточнения.

Приходя в храм, мы вступаем в некое сакральное пространство, наполненное глубочайшей символикой. Уверена, что каждый сердцем, душой ощущает, что в храме нас окружают не только элементы архитектуры, не только живописные изображения, но ещё «что-то», что не поддаётся объяснению, сколько ни произноси­лось слов.

Это и есть основа т.н. «правила о церковной тайне», основателями которого были апостолы. Речь идёт о символике литургического пространства, где каждый объект церковного искусства скрывает в себе некое содержание, некий смысл, определяющий его принадлежность к храму.

Современному человеку, удалённому от ментали­тета духовной культуры не только временем, но и ду­ховной пассивностью, религиозная символика сокрыта и непонятна, зачастую представляется надуманной тайнописью. Ведь органов чувств недостаточно, чтобы познать высший мир, скрытый в этих творениях. В наш суетный век, благодаря всеобщей компьютериза­ции, понятие «информация» и «знания» почти уравня­лись в своих значениях, и очень сложная символика церковного искусства упрощается, чтобы сделать сим­волы, пригодными для введения в программу.

На встречах клуба «Мой край» мы знакомим слу­шателей с основами понимания надмирного языка иконописи, орнаментикой, жестикой, крестологией и символикой храмовой архитектуры. Частично, это те­матика используется и в паломнических поездках. В любом случае, она вызывает несомненный интерес. Ведь каждый вид церковного искусства, Священное Писание и проповедь не дополняют друг друга, а находятся в состоянии равноценности. Помните у П.Вяземского:


«Да откроется тобою

Мне молитвенный чертог

Да в одну сольются душу

Смерть, бессмертие и Бог!»3


Не оставляем вниманием клуба тематику тради­ционной русской культуры и её преломления в совре­менном мире. Литературная гостиная потрясла слу­шателей моноспектаклем профессионального актёра и режиссёра, преподавателя театрального факультета Гжельского университета Владимира Васильева «Тень Голгофы». Исполнитель является и автором текста. В.Васильев был создателем и художественным руко­водителем театра «Малаховская антреприза», к сожа­лению, не сохранённом малаховской администрацией.

Стараемся, чтобы план клубных встреч был ак­туален и связан либо с церковным календарём, либо с историческими событиями. Работа клуба освещается в местной печати с целью заинтересовать его деятельно­стью большее число жителей. И не только православ- ных.4

До сих пор не исследованы закономерности фор­мирования чувства Родины в исторически сложившей­ся среде обитания. Не только в нашей стране воспита­ны поколения, заражённые бациллой равнодушия и безразличия к своей национальной истории, культуре и окружающей природе. Агрессивное наступление техногенной цивилизации, внедрение во все сферы жизни цифровых технологий оттеснили гуманитарные науки и значимость духовного обогащения бытия.

Не помню, в какой работе у Николая Сербского есть замечательное выражение, чрезвычайно акту­альное, сегодня: «Страны, забывающие о Боге, явля­ются колыбелями войны».

Владимирский храм в Красково, по сути, стал од­ним из ведущих культурных центров поселения, объ­единив в своей деятельности различные грани духов­ного бытия, тем самым обогатив жизнь социума. Осо­бые старания прилагает храм к привлечению к своей деятельности молодёжи. Когда смотришь на толпу, за­полняющую храм в воскресные и праздничные дни, видишь, что успехи в этом направлении налицо! По­жалуй, число пожилых и молодых прихожан сравня­лось. И большая заслуга в этом отца Игоря. Не побо­юсь быть излишне комплиментарной, но воистину проникновенное, не формальное служение молодого батюшки, его доброжелательность, внимание и луче­зарная улыбка привлекают в храм всё больше моло­дых людей. Уверена, что меня поддержат многие мои земляки.

Чего стоит его гениальная идея о проведении крестного хода: от Владимирского храма в Красково до храма Владимирской иконы Богородицы в Быково на велосипедах. Маршрут предусматривал посещение храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Малаховке, Троицкого храма и усадьбы Л.А.Тамбурер в Удельной. В каждом пункте проводилась подробная экскурсия и её обсуждение. Настоятель Красковского храма мчался впереди на велосипеде вместе с прихо­жанами.

К сожалению, православные, посещая тот или иной храм, крайне редко интересуются его историей. Я уже не говорю об усадьбах и других достопримеча­тельных местах, находящихся совсем рядом от их до­ма. Когда содержание крестного хода заполняется не­известной тебе информацией о святых или мемори­альных местах давно известной тебе местности успех просвещения обеспечен!

Сначала велосипедисты выслушали краткую справку об истории красковского храма, который из­древле является частью комплекса дворянской усадь­бы. А история усадьбы неразрывно связана с историей Красково и Коренево, на землях которых существуют славянские курганы XI-XII веков; здесь зародился род Голицыных, жили родственники первой жены царя Алексея Михайловича — Марии Милославской. Вла­димирский храм является домовым храмом усадьбы, которая принадлежала Трубецким и Оболенским, придел Константина и Елены в нём построен по заве­щанию штабс-капитана Константина Сергеевича Ор­лова в 1894-м году прямо над его могилой. Предок Константина Сергеевича И.Д.Орлов владел усадьбой в начале Х1Х-го века, принимал активное участие в строительстве нашего храма, так как Владимирский храм «обетный», то есть Иван Дмитриевич дал обет по­строить храм Богородице.5

Единственный сохранившийся от водной системы усадьбы пруд народное предание связывают с ушед­шим под землю храмом. Об этом пишет в своей знаме­нитой книге В.А.Гиляровский, Наше Красково, носив­шее долгое время имя «Богородское» (по имени нашего храма), помнит не только В.А.Гиляровского, но и А.П.Чехова, А.И.Куприна, В.И.Шаляпина, А.М.Горь- кого и других деятелей культуры России. К сожале­нию, эти имена мало о чем говорят молодым.

Но вот первая лекция окончена и крестных ход направляется к малаховскому храму Петра и Павла.

Храм построен в 1902 г. на средства генерального секретаря Союза русских адвокатов, участника Белого движения Павла Алексеевича Соколова. В 2023-м году исполняется 30 лет служения в этом храме о. Алек­сандра Осипова, который возродил храм из состояния чудовищного осквернения. В советские годы в храме был размещён мебельный цех, литургическое про­странство обезображено, бревна стен сгнили, цоколь здания опустился. Красавец храм, куда приехали участники крестного хода, — памятник подвига о. Александра, служение которого в воссозданном храме продолжается по сей день.

Поругания избежал храм Пресвятой Троицы в по­сёлке Удельная, который являлся следующий целью участников крестного хода. Храм, построенный в 1897 г., не закрывался ни на один день. Храм, интерь­ер которого был расписан братьями Васнецовыми. Храм, расположенный на землях царской фамилии на улице, которая до революции называлась Царскосель­ской. Храм, в котором служил протоиерей Виктор Ши- повальников, спасший от уничтожения иконы из Ди- веево. Храм, связанный с именем митрополита Сера­фима Чичагова, которого в ноябре 1937 г. арестовали и вывезли в Таганскую тюрьму из Удельной.

Также как Владимирский храм в Красково, Тро­ицкий храм в Удельной тоже «обетный». Дело в том, что один из устроителей храма, Фёдор Константино­вич Клепиков, в детстве нашёл в Удельной икону Ни­колая Чудотворца на камне. По русской традиции че­ловек, нашедший икону, должен сделать в жизни что- то значительное, чтобы об этом с благодарностью вспоминали потомки. Фёдор дал обет, что, когда вы­растет, построит храм. Образ святителя Николая на камне, найденный когда-то Ф.К.Клепиковым, сегодня находится в Никольском приделе Троицкого храма.

Напротив храма более ста лет распологается уни­кальная усадьба Лидии Александровны Тамбурер. Крестный ход не мог не посетить это место, связанное с именами Марины и Анастасии Цветаевых, Михаила Булгакова, Надежды Андреевны Обуховой, скульптора Голубкиной и других знаменитостей. Более подробный рассказ об усадьбе Тамбурер читатель может найти во второй части этой книги. Единственное, о чем хотелось сказать, это о том внимании, с которым слушали вело­сипедисты информацию об усадьбе, предложенную им внучатой племянницей Н.А.Обуховой Софьей Анато­льевной Кильчевской.

С удовольствием лакомясь яблоками из сада усадьбы Тамбурер, участники крестного хода отправи­лись к храму Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе Воронцовых-Дашковых в селе Быково, конеч­ной цели маршрута. Усадебный комплекс в Быково — объект историко-культурного наследия России феде­рального значения. Памятник, связанный с именами Екатерины II и её верной соратницы Е.Р.Воронцовой- Дашковой. В создании комплекса принимали участие великие русские архитекторы В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.

Храм Владимирской иконы Божией Матери уни­кален не только своей архитектурой псевдомосковской готики и проявившимся на плите пола образом Бого­матери, но и соседством со святым источником, а так­же местночтимой чудотворной Владимирской иконой Богородицы.

Участники крестного хода не только поклонились святыням, но и многое узнали о достаточно спорном восшествии на русский престол Софии Августы Фре­дерики Ангальт-Цербстской, принявшей имя Екате­рины II, а также побродили по романтическому парку, окружающему сохранившийся до наших дней дворец, последним хозяином которого был владелец Казан­ской железной дороги Н.И.Ильин. В усадьбе провёл свои детские годы выдающийся русский философ И.А.Ильин.

Крестный ход завершился трапезой в Быковском храме и совместной молитвой.

Уверена, что подобная форма миссионерской ра­боты чрезвычайно результативна, так как полностью лишена подсахаренного формализма и ханжества.

Продолжая тему работы о. Игоря с молодёжью, не могу не рассказать о его первой встрече со старшеклас­сниками Красковской Гимназии № 56. Директор шко­лы предлагала сопровождать батюшку, так как класс, по её словам, был сложным. Отец Игорь пошёл один. Действительно, его появление в классе в священниче­ском облачении было встречено мрачным и недобро­желательным гулом. «Что, боитесь?» - спросил отец Игорь. И продолжил: «Это я вас должен бояться: вас много, а я один!». Шутку батюшки оценили, стена неприятия рухнула и его не отпускали около двух ча­сов, на удивление директора школы.

Встречи с учащимися старших классов стали ре­гулярными и с каждым разом всё более доверитель­ными. Храм установил со школами Красково обратную связь, и учащиеся среднего и старшего звена целыми классами приходят во Владимирский храм.

Главное, не читать им лекцию, а встретить ребят как дорогих гостей в сакральном пространстве храма. Постараться заинтересовать их загадочной символи­кой литургического пространства, сразу вовлекая их в сферу понятий, о которых они и не подозревали. Глав­ное - разрушить систему «ученик» - «учитель», дав по­нять, что допустимо только дружеское общение.

Более старшим школьникам предлагаем вообра­зить роскошь усадебного комплекса, жалкие остатки которого ещё сохранились. На их фоне ещё драгоцен­нее выглядит домовый Владимирский храм усадьбы «Богородское», расположенной на высоком берегу р. Пехорки, откуда к ней когда-то спускалась целая си­стема каскадных фонтанов и прудов. Сегодня на их месте трущобы, старые гаражи и сараи. Местные жи­тели окрестили этот хаос «Шанхаем».

Печальная статистика выпускников православ­ных воскресных школ, надолго уходящих из храма, свидетельствует о необходимости серьёзных реформ в этой сфере жизни церкви. Остро стоит проблема пре­подавательского состава.

Красковская воскресная школа ищет свои пути совершенствования учебного процесса. Так, был пред­принят достаточно неоднозначный эксперимент зна­комства детей 8-10 лет с коллекцией иконописи Госу­дарственной Третьяковской галереи. Готовясь сопро­вождать группу, я была почти уверена в провале такой инициативы. Взрослые сегодня с трудом отличают икону от картинки, а дети... Ведь икона - это тайна, которая открывается далеко не всем. Это окно, соеди­няющее мир земной и мир небесный, выраженная в образе молитва. Главное в иконе не материал, а дух.

Если обычная, т.н. светская, живопись рождается по воображению художника, иконопись строго соответ­ствует неким законам (канонам), авторами которых являются отцы церкви.

Икона пишется только темперными, т.е. создан­ными природой, красками. Тяжёлая масляная живо­пись пришла на рубеже XVIII в., когда начался процесс деградации икон, который продолжается и сегодня.

Как дети, которые, в основном, видят иконы, со­шедшие с конвейера, в большинстве своём нарушаю­щие древний канон или покрытые тёмным слоем оли­фы, смогут понять и почувствовать настоящую иконо­пись? Иконопись, в которой символично всё: сочетание цвета, изображение тварного мира, орнамент, жест!

Поверит ли, стоя перед Владимирской иконой Божией Матери, словам, которые когда-то произнёс перед ней князь Андрей Боголюбский; «Всякий наде­ющийся на Тебя, не погибнет»?

Кстати, благодаря инициативе о. Игоря, Влади­мирский храм в Красково стал наполняться настоя­щими «писаными» иконами, которые приходят на сме­ну иконописным поделкам.

Состарившуюся или повреждённую икону на Руси не выбрасывали. Существовала традиция прощаться с иконой, опустив её в реку.

По дороге в Москву, в автобусе рассказываю де­тям от П.М.Третьякове, особо акцентируя внимание на его бескорыстном служении искусству, о его бесценном подарке Москве, которой он передал свою галерею, о завещании 150 000 руб. серебром на устройство в сто­лице Национального Музеума русских художников. Галерея была общедоступна, билет стоил 10 коп. Сей­час 500 руб. Москве было передано 1287 произведений живописи и 518 — графики.

Обращаю внимание моих слушателей на разницу понятий:

«меценат» покровитель любого начинания, не ждущий от него выгоду. Быть меценатом почёт­ное право.

«спонсор» - финансист, рассчитывающий получить выгоду.

Читаю замечательное завещательное письмо Павла Михайловича; «Более я ничего не желаю; про­шу всех, перед кем я согрешил, кого обидел простить меня и не осудить моего распоряжения. Потому будет довольно осуждающих и кроме вас, то хоть вы-то, доро­гие мои, останьтесь на моей стороне»6.

Сквозь снежную вьюгу подходим к похожему на терем зданию Третьяковки, проект которого создан русским художником В.Васнецовым, и я с большой опаской веду детей и сопровождающих их родителей в отдел древнерусской живописи.

Особый интерес у моих слушателей вызывает ин­формация о том, что иконы — не разрисованные доски. Они, несомненно, живые, т.к. мироточат (установлено, что миро растительного происхождения, но таких рас­тений на земле нет), кровоточат, обновляются, отпеча­тываются на стекле. Слово «икона» переводится как «образ» и первая икона - человек, «образ и подобие Бо­га».

Напоминаю моей любезной аудитории, что икона сопутствует православному человеку от рождения до смерти. При рождении писалась т.н. «ростовая» икона, существовали родовые иконы, передающиеся из поко­ления в поколение; иконами благословляли на брак, на путешествие, на важное дело, освящали жилище.

Иллюстрирую на конкретных иконах церковное предание, что иконы имеют конкретную направлен­ность в помощи.

И оказалось, что всё правильно. Как слушали, как смотрели дети! Детская чистота и незамутнен- ность сознания гармонично впитывала надмирный язык иконописи. Они видели то, что уже не могут ви­деть, а вернее, чувствовать взрослые.

И совсем иначе они вели себя в залах Шишкина и Васнецова, творчеством которых заканчивалось посе­щение галереи. Здесь они не замирали в благодати. Куда девалась их спокойная мудрость и тишина у икон?! Всё правильно. Эксперимент удался.

И ещё об одной оригинальной методике миссио­нерства среди детей, дарующего им радость бытия и сердечное уважение к духовенству.

Зима. Идёт самая длинная третья четверть в светской школе, которая сегодня совершенно запута­лась в реформировании и замучила реформами детей. Единственный выходной день с раннего утра дети проводят в храме, а потом три часа занятий в воскрес­ной школе. Сюжет не для слабонервных. Понимая си­туацию, отец Игорь заменяет занятия в воскресной школе катанием с гор и сам возглавляет это мероприя­тие!

По-моему, подобный антракт в очень плотном графике наших детей, утративших традиционные зимние забавы, заменившими их забавами компью­терными и телефонными, просто необходим и очень полезен в укреплении веры.

Русский философ И.В.Кириевский утверждал, что «Человек - это его вера»7. Вера как подарок, кому-то даётся, а кому-то нет. Главное не только сохранить в себе чудо веры, но и укрепить его.

Одним из многих способов укрепления веры яв­ляется православное паломничество. Паломничество как убеждение в том, что молитва наиболее действи­тельна в определённых святых местах, известно ещё со времён античности. На Руси ещё в XII в. в духовной литературе появился жанр «хождений». Т.н. «калики перехожие», (так называлась обувь странников) ходи­ли на поклонение святыням и приносили на Родину ветку пальмы8.

Считается, что этимология слова «паломник» происходит от слов «пальма» и «поклонник».

Первым русским паломником был дмитриевский игумен Варлаам.

Паломник не пилигрим (путешественник и ски­талец) и не турист. Английское слово «турист» проис­ходит от глагола «крутиться». Паломник — это молеб­щик, который знакомясь и поклоняясь святым местам, знакомится с самим собой, укрепляет свой дух и лечит душу. Паломничество приравнено к духовному подви­гу. Это не просто путешествие, не прогулка, а позна­ние мира и познание самого себя.

Чётко определены правила поведения в палом­ничестве:


  • не вести пустых разговоров;
  • не бояться трудностей;
  • постараться не думать о домашних делах;
  • не злословить;
  • постоянно думать о собственном недостоин- стве;
  • благодарить Господа.


Но это в теории. На деле чаще всего под зауныв­ный голос экскурсовода (!), чаще всего читающего по конспекту текст из интернета (!) т.н. «паломники» бе­седуют, спят, едят, смотрят по сторонам. Иногда де­монстрируется документальный фильм на подходя­щую тематику. Т.к. современное православное кино, за редким исключением, ожидает желать лучшего, а звук в туристических автобусах не всегда на должном уровне, фильм практически редко кто смотрит.

Грань между туризмом, путешествием и палом­ничеством сегодня практически уничтожена. Редко, когда в составе группы есть монахи или священнослу­жители, наводится относительный порядок. Так, толь­ко в одном из моих многочисленных паломничеств по строгому благословению монаха всю дорогу с редкими перерывами паломники читали молитвы. При этом монах предупредил, что в противном случае у автобуса может отвалиться колесо или случится какая-либо иная неприятность.

В красковском Владимирском храме назвали па­ломнические поездки «интеллектуальными путеше­ствиями для души», что на мой взгляд полностью соот­ветствует характеру современного этапа миссионер­ской деятельности. То есть предлагается некий жанр «золотой середины» между путешествием и паломни­чеством с очевидным перевесом в сторону выполнения духовного подвига.

Храм отказался от несоответствующего ситуации слова «экскурсовод», заменив его более человеческим определением «проводник».

Конечно, этот «проводник» - ключевая фигура в поездках. Категорически исключается донесение необ­ходимой информации формальным чтением по кон­спекту. Особое внимание уделяется содержанию этой информации и тому, как эта информация доносится до слушателей.

Главный и определяющий принцип — установле­ние контакта с аудиторией, доверительный и друже­ственный характер повествования, полное отсутствие формализма и сухой школьной дидактики.

Поездка рассматривается как одно из средств ра­достного и позитивного восприятия Православия не как некой философской системы, а как истины, прони­зывающей историю и культуру России. Обязательно должен учитываться факт возможного присутствия в группе неверующих людей. В этой связи текст коммен­тария должен быть многоплановым, используя любую возможность познакомить паломников с различными явлениями бытия в аспекте православной культуры, с историческими событиями, с народной традицией, спецификой и особенностями маршрута.

Комментарий обязательно дополняется необхо­димым дидактическим материалом (фото, живопись, иконы, книги и т.п.).

Крайне важны единая режиссура поездки, пред­варительное обсуждение логистики и составление со­ответствующего сценарного плана. Обратный путь ис­пользуется как своеобразная «зона рекреации», где представляется возможность демонстрации творческих увлечений паломников, знакомства с аудиозаписями, краткой справочной информации, а также ответов на вопросы.

В паломническом опыте автора успешно опробо­вана на обратном пути система «Гость», когда предо­ставляется слово приглашённому в поездку интерес­ному человеку.

Что касается Владимирского храма, истинным украшением обратного пути домой является акапель- ное пение о. Игоря, сопровождающее каждую поездку паломнической службы «Одигитрия» и восхищающее паломников замечательным по красоте вокалом.

Учитывая, что 2023 год является юбилейным для Люберецкого края, план поездок предусматривает изучение святынь бывшего Бронницкого уезда, в кото­рый когда-то входили Люберцы, а также прилегающих к нему территорий. По мнению автора подобный под­ход оправдан не только для юбилейных лет. Нельзя оправдать полное невежество в познании святых мест, расположенных рядом с домом при активном палом­ничестве в дальние города и регионы.

В качестве примера позвольте предложить лю­безному читателю краткий отчёт об интеллектуальном путешествии для души по маршруту: Владимирский храм в Красково - храм Воскресения Словущего (с.Битягово) — Серафимо-Знаменский скит (с.Битягово) - Крестовоздвиженский монастырь (с.Лукино) - Тро­ицкий храм (г.Железнодорожный). Поездка состоялась в марте 2023 года. Не случайно наш путь начался в с. Битягово Домодедовского района. Не только потому, что храм Воскресения Словущего, расположенный в селе, находится в непосредственной близости от Сера- фимо-Знаменского скита. Главным образом, 18 марта, когда наш автобус мчался по весеннему Подмосковью, предваряло Крестовоздвиженскую неделю Великого поста. Весь путь от Красково был посвящён истории праздника Воскресения Словущего, означающего «слывущего Воскресением»: в отличие от Светлого Христова Воскресения праздника, связанного с обре­тением святой царицей Еленой в IV в. Животворящего Креста Господня. Крест явился миру из-под многове­кового забвения в результате героического подвига матери Константина Великого, которую можно смело назвать одним из первых учёных-археологов. Эта дра­матическая история поиска и очистки от осквернения мест Святой Земли, связанных с именем Спасителя, не может оставить равнодушными как православных лю­дей, так и неверующую публику.

Мудрый, расчётливый и властный император Константин первым из римских властителей признал христианскую веру и вместе с патриархом Макарием освятил величественный храм Воскресения Христова, под сенью которого многие века хранится место казни и место погребения Господа нашего Иисуса Христа. Именно этому событию посвящён храм Воскресения Словущего в с.Битягово.

Царица Елена, уничтожила все языческие капи­ща, воздвигнутые на Голгофе императором Титом (I в. н.э.) и Элием Адрианом (II в. н.э.). Из-под многометро­вого слоя мусора и грязи на месте языческого храма Венеры она извлекла Животворящий Крест, но, к со­жалению, не дожила до освящения храма, который строился 10 лет.

Икона св. Константина Великого, написанная та­лантливым художником-иконописцем Светланой Вя­чеславовной Кузнецовой, сопровождала нас из Крас- ково и позволила паломникам кратко познакомиться с методикой русской иконописи.

Промыслительно, что во Владимирском храме есть придел святых Константина и Елены, что ещё бо­лее укрепляло нас в правильности избранного пути.

Величественная тишина, синева небес и яркое ве­сеннее солнце украшали нашу дорогу к храмовому ис­точнику, заглядывали в окна храма на службе, во время которой о.Игорь сугубо молился в алтаре обо всех паломниках, и звали нас в дальнейший путь в скит Серафима Саровского.

Этот удивительный по красоте и символике един­ственный ансамбль неорусского стиля начала ХХ века связан с именами двух замечательных женщин — ве­ликой княгини Елизаветы Фёдоровны и грузинской княжны Тамары Александровны Марджановой (схии- гумении Фамарь). По сути эти женщины, благодаря усилиям которых была воздвигнута обитель, как бы продолжали дело царицы Елены. В связи с тем, что и ожидающий нас Крестовоздвиженский монастырь также был женским, организаторы поездки сочли воз­можным кратко освятить историю женского монаше­ства.

Мы впитывали в себя благодать спрятавшегося в лесах Серафимо-Знаменского скита, о котором митро­полит Московский Владимир, будущий новомученик Российский, в 1913 году оставил трепетные воспоми­нания: «От скита веет таким благодатным миром и спокойствием, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды»9.

Мы тоже старались забыть все горечи и погру­зиться в историю созидания скита, в информацию о правилах скитского общежития, строгое соблюдение которых трудно себе представить в наши дни.

Светлые образы основателей скита, их жизнь и служение Господу доказывала мудрость схиигумении Фамарь, которая в своей книге «Детки мои любимые» писала: «...нужно нам умиротворить, главным обра­зом, себя»10.

А чего стоит подвиг великой княгини Елизаветы Фёдоровны, которая простила убийцу своего мужа. Куски его разорванного тела Елизавета Фёдоровна сама собирала после взрыва террориста, а потом при­несла в тюрьму преступнику Евангелие.

Матушка Фамарь дружила с великой княгиней с юности и считала «.что чем сильнее страдания, тем ближе к Голгофе»11.

По просьбе Елизаветы Фёдоровны она подарила икону преподобного Серафима Саровского, исцелив­шую её после серьёзной травмы, царевичу Алексию. Икона висела в изголовье его постели в Царском селе.

Скит напомнил нам о трагической судьбе семьи Романовых, об истории брака цесаревича Николая и Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской, о той роли, которую сыграли в заключении этого союза великая княгиня Елизавета Фёдоровна и её муж Мос­ковский губернатор Сергей Александрович.

Схиигумения Фамарь - родная сестра основателя грузинского театра Константина (Котэ) Александрови­ча Марджанова (Марджанишвили), поэтому скит не мог не включить в себя мотивы грузинской истории и культуры. Кроме местночтимых и чудотворных икон скит восхищает своей приверженностью к апостоль­скому Правилу о церковной тайне. В нем всё не про­сто, всё пропитано христианской символикой. Ярусный шатровый Знаменский храм украшен 24 закомарами («кокошниками») по числу апокалипсических старцев. Шатёр вместе с маковицей имеет 7 граней, символи­зирующих 7 даров Святого духа. Ограда скита пред­ставляет из себя квадрат («... и град на четырёх углах стоит, и долгота его толико есть, елика есть и широ- та»12). Стороны квадрата 33 сажени (33 года - возраст Иисуса Христа). В стены были встроены 12 домиков (по числу апостолов). В скиту могли жить только 33 сестры. И т.д., и т.п.... Пространство скита давало ши­рокие возможности символической иллюстрации каж­дого фрагмента и ещё раз доказывало паломникам надмирную сущность христианской обители. Когда-то наши предки легко читали этот язык, заглушенный сегодня внешней красивостью.

По пути в Крестовоздвиженский монастырь мы проезжали усадьбу вдовы Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны Морозовой-Рейнбот. Большинству наших современников эта усадьба начала ХХ века известна как Горки Ленинские. Её облюбовал В.И.Ленин и бы­вал здесь с 1918 по 1924 г.

И вспоминали о том, что сброшенная живой в Алапаевскую шахту Елизавета Фёдоровна вместе со своими родными, умирая, молилась. Окрестные жите­ли слушали, как из жерла старой шахты доносилось церковное пение.

В связи с этим, нельзя не сказать, что Ленин счи­тал борьбу с религией государственным делом. Гос­подь поругаем не бывает и, видимо, поэтому, по воспо­минаниям охраны вождя и врачей, теряя разум, Ле­нин выл по ночам13. Можно порекомендовать палом­никам познакомиться с преступлениями большевиков по отношению к Церкви в книге О.Ю.Васильевой и П.Н.Кнышевского «Красные конкистадоры» (М. 1994г.).

Крестовоздвиженский монастырь продолжает те­му Крестовоздвиженский недели Великого поста и яв­ляет собой памятник благотворительности. Возник­ший в XIX веке на землях, которые во времена Ивана Грозного принадлежали роду Колычевых, монастырь привлекал к себе большое число меценатов, развивал­ся и не был поругаем даже в годы советской власти. Здесь был дом отдыха, детский приют, госпиталь и Всесоюзный центр реабилитации детей.

Большой интерес представляет фигура канони­зированного митрополита Филиппа из рода Колыче­вых, который был игуменом Соловецкого монастыря, автором и разработчиком многих технологических изобретений Соловецкого архипелага, ярким против­ником опричнины. Потомки митрополита в 1860 г. по­строили на территории монастыря здание для музея рода Колычевых.

Вместе с тем, посещение монастыря позволяет коснуться такого сложного явления русской культуры как юродство, т.к. основателем и первым духовником обители был Иван Степанович Саватюгин, принявший на себя этот подвиг.

Поклонившись чудотворному образу Божией Ма­тери «Иерусалимская» и выслушав церковное преда­ние о Её явлении в Крестовоздвиженском монастыре, мы отправляемся в дальнейший путь, к завершающе­му нашу поездку Троицкому храму в г.Железнодорожный.

И выбор этого места не случаен, а весьма актуа­лен в марте 2023 года. Храм Святой Троицы в Павли­но (окраина г.Железнодорожный) является сохранив­шимся до наших дней объектом усадебного комплекса, принадлежавшим в XVIII столетии графу, генерал- фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву, первому правителю Малороссии. Живёт предание, что, назначая графа на эту должность, Екатерина II сове­товала ему запастись волчьими зубами и лисьим хво­стом.

Петра Румянцева называют «отцом русских пол­ководцев»: под его началом раскрылись таланты мно­гих русских воителей. Александр Суворов называл се­бя его учеником, а Михаил Кутузов говорил, что научился понимать войну благодаря Румянцеву14.

Благодаря победам П.А.Румянцева в 1774 г. на основании Кучук-Кайнарджийского мира была уста­новлена независимость Крыма от Оттоманской импе­рии, с которой и начался процесс присоединения полу­острова к Российской империи.

К сожалению, уровень знаний о русской истории у наших современников оставляет желать много лучше­го, и необходимо использовать любую возможность знакомства современников с великим прошлым Отече­ства. Какую гордость вызывают слова Румянцева о том, что «русский солдат не спрашивает сколько врага, а спрашивает, где он?»15.

Соотношение сил в военных операциях с участи­ем П.А.Румянцева потрясает. Так, в сражении при Ка- гуле (1770 г.) 27 тысяч русских воинов обратили в бег­ство 100 тысяч турок. В июне 1770 г. 38 тысяч русских солдат наголову разгромили 72-тысячное войско хана Каплан-Гирея16.

Пётр Александрович Румянцев назвал свою усадьбу в Павлино Троицкое-Кучук-Кайнарджи.

Домовый Троицкий храм, окружённый некропо­лем, где захоронены представители родов Голицыных и Апраксиных, сохранил в своём убранстве иконы, украшавшие его пространство при освящении в 1776 году. Среди них местночтимая икона Богородицы «Благодатное чрево», по народному преданию исцеля­ющая от женских недугов. В храмовый комплекс вхо­дит мавзолей и Воскресенская часовня.

Находясь на территории некрополя, уместно по­делиться с паломниками информацией о том, что на Руси издревле считалось великой честью быть погре­бённым рядом с храмом, а ещё лучше - под его полом: могильные плиты свидетельствуют о том, что ушед­ший в вечность человек перед кончиной осознал свою гордыню и отсутствие смирения. Именно поэтому он просит попирать его прах во искупление грехов.

Более подробную информацию об усадьбе П.А.Румянцева читатель может найти во второй части моего повествования17.

Несомненно, посещая храмы и монастыри, нельзя не отметить их архитектурную ценность и характер­ные особенности русского храмового зодчества.

Что касается храмов эпохи Петра I, то рассказ не может исключить информацию об истории русской церкви первой четверти XVIII в., когда император Пётр уничтожил патриаршество и объявил себя главой Церкви вместо Господа нашего Иисуса Христа.

Архитектура, в том числе и храмовая, всегда от­ражает мироощущение социума. Данное утверждение характерно и для Троицкого храма в Павлино (архи­тектор К.И.Бланк), более похожего на дворец, чем на место молитвы.

Бывший Бронницкий уезд, как и вся земля Под­московья, насыщен русской историей. Подъезжая к Павлино, я не могла не рассказать об исчезнувшей под безликими многоэтажками и промзоной великолепной усадьбе Бедрино, хозяином которой был директор им­ператорских театров Ф.Ф.Кокошкин. Но эта тема так­же раскрыта автором во второй части книги18.

Маршрут закончен, и мы возвращаемся домой. Конечно, народ устал, но мы предлагаем ему послу­шать пение Татьяны Викторовны Корнеевой, поэта и композитора, учителя красковской Гимназии № 56, ушедшей в вечность несколько лет тому назад. О её талантливом творчестве свидетельствуют записи, сде­ланные при жизни.

Всё ближе и ближе Красково, и после музыкаль­ной паузы, несколько опасаясь быть излишне назой­ливой, всё же кратко говорю:


  • о мелькающем за окнами Кореневе, где была усадьба Нарбековых, из рода которых вышла первая жена Алексея Михайловича - Мария Милославская;
  • о том, что сохранившийся храм Преображения был домовым храмом усадебного комплекса;
  • о Томилино, где в конце XIX в. купец- старообрядец Томилин построил первые пять дач;
  • о Панках, по преданию связанных с XVII в., когда изгнанных из Кремля поляков по прось­бе князя Пожарского не убили, а выслали по­дальше от Москвы и поселили именно здесь;
  • о Люберцах, сменивших в своей истории не­сколько названий.

На подробный и даже краткий рассказ о Красково в этой поездке времени не хватило, но этот пробел бу­дет обязательно восполнен либо в лекциях и встречах в клубе «Мой край», либо в очередном интеллектуаль­ном путешествии для души19.


Нет комментариев Добавить комментарий