ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Православие - религия радости
«...Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычным утверди мя.»
Псалтирь,
Кафисма 7, Псалом 50
Говорят, у каждого человека есть не только свой храм, но и своё место в храме.
В храме Николы в Толмачах, что при Государственной Третьяковской галерее, на полу находится металлическая табличка: «Здесь стоял П.М.Третьяков».
Я долго шла к своему храму. Сначала Троицкий храм в Удельной, потом храм апостолов Петра и Павла в Малаховке, Преображенский храм в Коренево.
Красковский храм Владимирской иконы Богородицы по разным причинам включал меня в свой приход эпизодически в течение десятилетий.
Своим я почувствовала этот храм не так давно и это было Божьим даром. Именно здесь я, наконец, в полной мере ощутила эффективность миссионерской деятельности, несущей в себе радость веры и радость бытия.
В теперь уже далёком 2007 году подобная попытка была предпринята в Коренево, где настоятель храма Преображения Господня совместно с группой прихожан и Красковским культурным центром провёл серию миссионерских акций, посвящённых двунадесятым церковным праздникам. Целью проекта было возрождение праздничной культуры Православия, содержание которой в настоящее время забыто.
Наряду с просветительством на сцене Красков- ского культурного центра было представлено некое действо, в котором вместе с солистами Большого театра и профессионалами выступали наши земляки и самодеятельные коллективы.
Были сняты и распространены профессиональные видеоматериалы, но инициатива ограничилась несколькими акциями и не получила своего продолжения.
Наше время некоторые социологи определяют как время «одиночества в толпе». Эту характеристику я остро почувствовала в Музее современного искусства в Риме. Стены и потолок помещения, в котором ты оказываешься, входя в дверь музея, усеяны осколками зеркал. Вроде ты есть, вроде рядом с тобой много людей, которые отражаются в осколках зеркал, но ты остро ощущаешь, что тебя нет. Ты не можешь найти своего отражения и отражения знакомых тебе людей. Ты есть и тебя нет. Много людей вокруг, но большинство из нас зачастую испытывают чувство острого одиночества. Единственное спасение — вера в Бога.
Коренево «окормляемо» не только храмом Преображения Господня, издающим православную краеведческую литературу и создавшим детскую театральную студию, но также мощным Красковским культурным центром, включающим в свою структуру около 40 творческих объединений.
Малаховка богата своим храмом апостолов Петра и Павла, а также двумя библиотеками, при которых созданы литературные клубы, общественные объединения и лектории. Кроме того, несмотря на серьёзные трудности, продолжает свою работу Культурнодосуговый центр «Союз», активно работает Музей истории и культуры Малаховки.
В Красково, когда-то утопающем в сиреневых садах тихом дачном посёлке, сегодня массовое наступление многоэтажных монстров и, наряду с Владимирским храмом, только одна библиотека, пытающаяся сохранить духовное начало и консолидировать социум.
Именно поэтому в 2022 г. возникла идея создать при храме Дискуссионно-краеведческий клуб «Мой край», целью и задачей которого стала просветительская миссия не только познакомить прихожан и жителей поселения с основами православной культуры, историей родного края, но и укрепить единение, дарованное богослужением. Был принят формат диалога и дискуссии. Встречи проводят два раза в месяц после Литургии. Со временем при клубе созданы музыкальная и литературные гостиные, где представлено творчество не только наших земляков, но и московских деятелей культуры.
За время работы клуба нашими гостями была ведущая радиостанций «Радонеж» и «Вера» Екатерина Краснобаева, композитор О.Грицай, главный специалист научно-просветительского отдела Государственного геологического музея им. Вернадского РАН РФ О.А.Антонюк. Клуб получил благословение клирика Николо-Угрешского монастыря о. Валерия Духанина.
Цикл встреч по тематике православного богослужения провёл настоятель Красковского храма о. Игорь Крикота. Тема: «Мы русские. С нами Бог!» обсуждалась на встрече с преподавателем философии Николо- Угрешского монастыря С.И.Иванниковым.
Опасаясь утомить читателя формой отчёта, предлагаю ему стихи члена Союза писателей и журналистов РФ Елены Лосевой, звучащих в литературной гостиной клуба:
«Детство моё проходило
под названием «Красковский тупик»
И при этом, поверьте,
было солнечным и счастливым.
Наверное поэтому, услышав однажды
горькое: «Всё. Это тупик.», улыбнулась, а не заплакала.
Я-то ведь знаю, что именно в нём, в тупике, и прячется моё самое светлое счастье.»
В какой-то степени этими стихами выражена главная идея клуба: дать людям надежду, радость и знание. Утешить и помочь. Через богословие, краеведение, поэзию и музыку укрепить дух и веру, защитить от одиночества.
Как пишет замечательный богослов Сергей Иосифович Фудель: «В глазах Христовых наша интеллигентное «изнеможение» от жизни есть уже какой-то отказ от креста. Первую историческую церковь Он хвалит в таких словах: «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не измельчал (Откр. 2, 3)»2.
Тяжело сегодня людям. Так называемый конфликт на Украине затронул весь мир. Но в послании апостолов читаем: «По мере как умножают в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор 1, 5)
«Русскость» - сакральное понятие. Не случайно национальности всего мира обозначены в русском языке существительным, а «русские» — единственные прилагательное. Пока наука никак не объясняет этот факт.
Тематика клубных встреч активно использует темы патриотизма и величия русской истории, особо уделяя внимание истории Люберецкого края.
С большим успехом прошла демонстрация документального фильма «Храмы Люберецкого края», снятого автором книги «Мои Люберцы» (Люберцы, 2018 г.) Владимиром Ивановичем Хованским. Причём зрителями были как взрослые, так и дети — учащиеся воскресной школы. Несомненно, особый интерес у слушателей вызывает тема, посвящённая структуре и содержанию Божественной Литургии, изложенная отцом Игорем в форме неформальной и доступной по содержанию беседы, в которой возможны вопросы, сомнения и уточнения.
Приходя в храм, мы вступаем в некое сакральное пространство, наполненное глубочайшей символикой. Уверена, что каждый сердцем, душой ощущает, что в храме нас окружают не только элементы архитектуры, не только живописные изображения, но ещё «что-то», что не поддаётся объяснению, сколько ни произносилось слов.
Это и есть основа т.н. «правила о церковной тайне», основателями которого были апостолы. Речь идёт о символике литургического пространства, где каждый объект церковного искусства скрывает в себе некое содержание, некий смысл, определяющий его принадлежность к храму.
Современному человеку, удалённому от менталитета духовной культуры не только временем, но и духовной пассивностью, религиозная символика сокрыта и непонятна, зачастую представляется надуманной тайнописью. Ведь органов чувств недостаточно, чтобы познать высший мир, скрытый в этих творениях. В наш суетный век, благодаря всеобщей компьютеризации, понятие «информация» и «знания» почти уравнялись в своих значениях, и очень сложная символика церковного искусства упрощается, чтобы сделать символы, пригодными для введения в программу.
На встречах клуба «Мой край» мы знакомим слушателей с основами понимания надмирного языка иконописи, орнаментикой, жестикой, крестологией и символикой храмовой архитектуры. Частично, это тематика используется и в паломнических поездках. В любом случае, она вызывает несомненный интерес. Ведь каждый вид церковного искусства, Священное Писание и проповедь не дополняют друг друга, а находятся в состоянии равноценности. Помните у П.Вяземского:
«Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог
Да в одну сольются душу
Смерть, бессмертие и Бог!»3
Не оставляем вниманием клуба тематику традиционной русской культуры и её преломления в современном мире. Литературная гостиная потрясла слушателей моноспектаклем профессионального актёра и режиссёра, преподавателя театрального факультета Гжельского университета Владимира Васильева «Тень Голгофы». Исполнитель является и автором текста. В.Васильев был создателем и художественным руководителем театра «Малаховская антреприза», к сожалению, не сохранённом малаховской администрацией.
Стараемся, чтобы план клубных встреч был актуален и связан либо с церковным календарём, либо с историческими событиями. Работа клуба освещается в местной печати с целью заинтересовать его деятельностью большее число жителей. И не только православ- ных.4
До сих пор не исследованы закономерности формирования чувства Родины в исторически сложившейся среде обитания. Не только в нашей стране воспитаны поколения, заражённые бациллой равнодушия и безразличия к своей национальной истории, культуре и окружающей природе. Агрессивное наступление техногенной цивилизации, внедрение во все сферы жизни цифровых технологий оттеснили гуманитарные науки и значимость духовного обогащения бытия.
Не помню, в какой работе у Николая Сербского есть замечательное выражение, чрезвычайно актуальное, сегодня: «Страны, забывающие о Боге, являются колыбелями войны».
Владимирский храм в Красково, по сути, стал одним из ведущих культурных центров поселения, объединив в своей деятельности различные грани духовного бытия, тем самым обогатив жизнь социума. Особые старания прилагает храм к привлечению к своей деятельности молодёжи. Когда смотришь на толпу, заполняющую храм в воскресные и праздничные дни, видишь, что успехи в этом направлении налицо! Пожалуй, число пожилых и молодых прихожан сравнялось. И большая заслуга в этом отца Игоря. Не побоюсь быть излишне комплиментарной, но воистину проникновенное, не формальное служение молодого батюшки, его доброжелательность, внимание и лучезарная улыбка привлекают в храм всё больше молодых людей. Уверена, что меня поддержат многие мои земляки.
Чего стоит его гениальная идея о проведении крестного хода: от Владимирского храма в Красково до храма Владимирской иконы Богородицы в Быково на велосипедах. Маршрут предусматривал посещение храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Малаховке, Троицкого храма и усадьбы Л.А.Тамбурер в Удельной. В каждом пункте проводилась подробная экскурсия и её обсуждение. Настоятель Красковского храма мчался впереди на велосипеде вместе с прихожанами.
К сожалению, православные, посещая тот или иной храм, крайне редко интересуются его историей. Я уже не говорю об усадьбах и других достопримечательных местах, находящихся совсем рядом от их дома. Когда содержание крестного хода заполняется неизвестной тебе информацией о святых или мемориальных местах давно известной тебе местности успех просвещения обеспечен!
Сначала велосипедисты выслушали краткую справку об истории красковского храма, который издревле является частью комплекса дворянской усадьбы. А история усадьбы неразрывно связана с историей Красково и Коренево, на землях которых существуют славянские курганы XI-XII веков; здесь зародился род Голицыных, жили родственники первой жены царя Алексея Михайловича — Марии Милославской. Владимирский храм является домовым храмом усадьбы, которая принадлежала Трубецким и Оболенским, придел Константина и Елены в нём построен по завещанию штабс-капитана Константина Сергеевича Орлова в 1894-м году прямо над его могилой. Предок Константина Сергеевича И.Д.Орлов владел усадьбой в начале Х1Х-го века, принимал активное участие в строительстве нашего храма, так как Владимирский храм «обетный», то есть Иван Дмитриевич дал обет построить храм Богородице.5
Единственный сохранившийся от водной системы усадьбы пруд народное предание связывают с ушедшим под землю храмом. Об этом пишет в своей знаменитой книге В.А.Гиляровский, Наше Красково, носившее долгое время имя «Богородское» (по имени нашего храма), помнит не только В.А.Гиляровского, но и А.П.Чехова, А.И.Куприна, В.И.Шаляпина, А.М.Горь- кого и других деятелей культуры России. К сожалению, эти имена мало о чем говорят молодым.
Но вот первая лекция окончена и крестных ход направляется к малаховскому храму Петра и Павла.
Храм построен в 1902 г. на средства генерального секретаря Союза русских адвокатов, участника Белого движения Павла Алексеевича Соколова. В 2023-м году исполняется 30 лет служения в этом храме о. Александра Осипова, который возродил храм из состояния чудовищного осквернения. В советские годы в храме был размещён мебельный цех, литургическое пространство обезображено, бревна стен сгнили, цоколь здания опустился. Красавец храм, куда приехали участники крестного хода, — памятник подвига о. Александра, служение которого в воссозданном храме продолжается по сей день.
Поругания избежал храм Пресвятой Троицы в посёлке Удельная, который являлся следующий целью участников крестного хода. Храм, построенный в 1897 г., не закрывался ни на один день. Храм, интерьер которого был расписан братьями Васнецовыми. Храм, расположенный на землях царской фамилии на улице, которая до революции называлась Царскосельской. Храм, в котором служил протоиерей Виктор Ши- повальников, спасший от уничтожения иконы из Ди- веево. Храм, связанный с именем митрополита Серафима Чичагова, которого в ноябре 1937 г. арестовали и вывезли в Таганскую тюрьму из Удельной.
Также как Владимирский храм в Красково, Троицкий храм в Удельной тоже «обетный». Дело в том, что один из устроителей храма, Фёдор Константинович Клепиков, в детстве нашёл в Удельной икону Николая Чудотворца на камне. По русской традиции человек, нашедший икону, должен сделать в жизни что- то значительное, чтобы об этом с благодарностью вспоминали потомки. Фёдор дал обет, что, когда вырастет, построит храм. Образ святителя Николая на камне, найденный когда-то Ф.К.Клепиковым, сегодня находится в Никольском приделе Троицкого храма.
Напротив храма более ста лет распологается уникальная усадьба Лидии Александровны Тамбурер. Крестный ход не мог не посетить это место, связанное с именами Марины и Анастасии Цветаевых, Михаила Булгакова, Надежды Андреевны Обуховой, скульптора Голубкиной и других знаменитостей. Более подробный рассказ об усадьбе Тамбурер читатель может найти во второй части этой книги. Единственное, о чем хотелось сказать, это о том внимании, с которым слушали велосипедисты информацию об усадьбе, предложенную им внучатой племянницей Н.А.Обуховой Софьей Анатольевной Кильчевской.
С удовольствием лакомясь яблоками из сада усадьбы Тамбурер, участники крестного хода отправились к храму Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе Воронцовых-Дашковых в селе Быково, конечной цели маршрута. Усадебный комплекс в Быково — объект историко-культурного наследия России федерального значения. Памятник, связанный с именами Екатерины II и её верной соратницы Е.Р.Воронцовой- Дашковой. В создании комплекса принимали участие великие русские архитекторы В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.
Храм Владимирской иконы Божией Матери уникален не только своей архитектурой псевдомосковской готики и проявившимся на плите пола образом Богоматери, но и соседством со святым источником, а также местночтимой чудотворной Владимирской иконой Богородицы.
Участники крестного хода не только поклонились святыням, но и многое узнали о достаточно спорном восшествии на русский престол Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, принявшей имя Екатерины II, а также побродили по романтическому парку, окружающему сохранившийся до наших дней дворец, последним хозяином которого был владелец Казанской железной дороги Н.И.Ильин. В усадьбе провёл свои детские годы выдающийся русский философ И.А.Ильин.
Крестный ход завершился трапезой в Быковском храме и совместной молитвой.
Уверена, что подобная форма миссионерской работы чрезвычайно результативна, так как полностью лишена подсахаренного формализма и ханжества.
Продолжая тему работы о. Игоря с молодёжью, не могу не рассказать о его первой встрече со старшеклассниками Красковской Гимназии № 56. Директор школы предлагала сопровождать батюшку, так как класс, по её словам, был сложным. Отец Игорь пошёл один. Действительно, его появление в классе в священническом облачении было встречено мрачным и недоброжелательным гулом. «Что, боитесь?» - спросил отец Игорь. И продолжил: «Это я вас должен бояться: вас много, а я один!». Шутку батюшки оценили, стена неприятия рухнула и его не отпускали около двух часов, на удивление директора школы.
Встречи с учащимися старших классов стали регулярными и с каждым разом всё более доверительными. Храм установил со школами Красково обратную связь, и учащиеся среднего и старшего звена целыми классами приходят во Владимирский храм.
Главное, не читать им лекцию, а встретить ребят как дорогих гостей в сакральном пространстве храма. Постараться заинтересовать их загадочной символикой литургического пространства, сразу вовлекая их в сферу понятий, о которых они и не подозревали. Главное - разрушить систему «ученик» - «учитель», дав понять, что допустимо только дружеское общение.
Более старшим школьникам предлагаем вообразить роскошь усадебного комплекса, жалкие остатки которого ещё сохранились. На их фоне ещё драгоценнее выглядит домовый Владимирский храм усадьбы «Богородское», расположенной на высоком берегу р. Пехорки, откуда к ней когда-то спускалась целая система каскадных фонтанов и прудов. Сегодня на их месте трущобы, старые гаражи и сараи. Местные жители окрестили этот хаос «Шанхаем».
Печальная статистика выпускников православных воскресных школ, надолго уходящих из храма, свидетельствует о необходимости серьёзных реформ в этой сфере жизни церкви. Остро стоит проблема преподавательского состава.
Красковская воскресная школа ищет свои пути совершенствования учебного процесса. Так, был предпринят достаточно неоднозначный эксперимент знакомства детей 8-10 лет с коллекцией иконописи Государственной Третьяковской галереи. Готовясь сопровождать группу, я была почти уверена в провале такой инициативы. Взрослые сегодня с трудом отличают икону от картинки, а дети... Ведь икона - это тайна, которая открывается далеко не всем. Это окно, соединяющее мир земной и мир небесный, выраженная в образе молитва. Главное в иконе не материал, а дух.
Если обычная, т.н. светская, живопись рождается по воображению художника, иконопись строго соответствует неким законам (канонам), авторами которых являются отцы церкви.
Икона пишется только темперными, т.е. созданными природой, красками. Тяжёлая масляная живопись пришла на рубеже XVIII в., когда начался процесс деградации икон, который продолжается и сегодня.
Как дети, которые, в основном, видят иконы, сошедшие с конвейера, в большинстве своём нарушающие древний канон или покрытые тёмным слоем олифы, смогут понять и почувствовать настоящую иконопись? Иконопись, в которой символично всё: сочетание цвета, изображение тварного мира, орнамент, жест!
Поверит ли, стоя перед Владимирской иконой Божией Матери, словам, которые когда-то произнёс перед ней князь Андрей Боголюбский; «Всякий надеющийся на Тебя, не погибнет»?
Кстати, благодаря инициативе о. Игоря, Владимирский храм в Красково стал наполняться настоящими «писаными» иконами, которые приходят на смену иконописным поделкам.
Состарившуюся или повреждённую икону на Руси не выбрасывали. Существовала традиция прощаться с иконой, опустив её в реку.
По дороге в Москву, в автобусе рассказываю детям от П.М.Третьякове, особо акцентируя внимание на его бескорыстном служении искусству, о его бесценном подарке Москве, которой он передал свою галерею, о завещании 150 000 руб. серебром на устройство в столице Национального Музеума русских художников. Галерея была общедоступна, билет стоил 10 коп. Сейчас 500 руб. Москве было передано 1287 произведений живописи и 518 — графики.
Обращаю внимание моих слушателей на разницу понятий:
«меценат» — покровитель любого начинания, не ждущий от него выгоду. Быть меценатом почётное право.
«спонсор» - финансист, рассчитывающий получить выгоду.
Читаю замечательное завещательное письмо Павла Михайловича; «Более я ничего не желаю; прошу всех, перед кем я согрешил, кого обидел простить меня и не осудить моего распоряжения. Потому будет довольно осуждающих и кроме вас, то хоть вы-то, дорогие мои, останьтесь на моей стороне»6.
Сквозь снежную вьюгу подходим к похожему на терем зданию Третьяковки, проект которого создан русским художником В.Васнецовым, и я с большой опаской веду детей и сопровождающих их родителей в отдел древнерусской живописи.
Особый интерес у моих слушателей вызывает информация о том, что иконы — не разрисованные доски. Они, несомненно, живые, т.к. мироточат (установлено, что миро растительного происхождения, но таких растений на земле нет), кровоточат, обновляются, отпечатываются на стекле. Слово «икона» переводится как «образ» и первая икона - человек, «образ и подобие Бога».
Напоминаю моей любезной аудитории, что икона сопутствует православному человеку от рождения до смерти. При рождении писалась т.н. «ростовая» икона, существовали родовые иконы, передающиеся из поколения в поколение; иконами благословляли на брак, на путешествие, на важное дело, освящали жилище.
Иллюстрирую на конкретных иконах церковное предание, что иконы имеют конкретную направленность в помощи.
И оказалось, что всё правильно. Как слушали, как смотрели дети! Детская чистота и незамутнен- ность сознания гармонично впитывала надмирный язык иконописи. Они видели то, что уже не могут видеть, а вернее, чувствовать взрослые.
И совсем иначе они вели себя в залах Шишкина и Васнецова, творчеством которых заканчивалось посещение галереи. Здесь они не замирали в благодати. Куда девалась их спокойная мудрость и тишина у икон?! Всё правильно. Эксперимент удался.
И ещё об одной оригинальной методике миссионерства среди детей, дарующего им радость бытия и сердечное уважение к духовенству.
Зима. Идёт самая длинная третья четверть в светской школе, которая сегодня совершенно запуталась в реформировании и замучила реформами детей. Единственный выходной день с раннего утра дети проводят в храме, а потом три часа занятий в воскресной школе. Сюжет не для слабонервных. Понимая ситуацию, отец Игорь заменяет занятия в воскресной школе катанием с гор и сам возглавляет это мероприятие!
По-моему, подобный антракт в очень плотном графике наших детей, утративших традиционные зимние забавы, заменившими их забавами компьютерными и телефонными, просто необходим и очень полезен в укреплении веры.
Русский философ И.В.Кириевский утверждал, что «Человек - это его вера»7. Вера как подарок, кому-то даётся, а кому-то нет. Главное не только сохранить в себе чудо веры, но и укрепить его.
Одним из многих способов укрепления веры является православное паломничество. Паломничество как убеждение в том, что молитва наиболее действительна в определённых святых местах, известно ещё со времён античности. На Руси ещё в XII в. в духовной литературе появился жанр «хождений». Т.н. «калики перехожие», (так называлась обувь странников) ходили на поклонение святыням и приносили на Родину ветку пальмы8.
Считается, что этимология слова «паломник» происходит от слов «пальма» и «поклонник».
Первым русским паломником был дмитриевский игумен Варлаам.
Паломник не пилигрим (путешественник и скиталец) и не турист. Английское слово «турист» происходит от глагола «крутиться». Паломник — это молебщик, который знакомясь и поклоняясь святым местам, знакомится с самим собой, укрепляет свой дух и лечит душу. Паломничество приравнено к духовному подвигу. Это не просто путешествие, не прогулка, а познание мира и познание самого себя.
Чётко определены правила поведения в паломничестве:
- не вести пустых разговоров;
- не бояться трудностей;
- постараться не думать о домашних делах;
- не злословить;
- постоянно думать о собственном недостоин- стве;
- благодарить Господа.
Но это в теории. На деле чаще всего под заунывный голос экскурсовода (!), чаще всего читающего по конспекту текст из интернета (!) т.н. «паломники» беседуют, спят, едят, смотрят по сторонам. Иногда демонстрируется документальный фильм на подходящую тематику. Т.к. современное православное кино, за редким исключением, ожидает желать лучшего, а звук в туристических автобусах не всегда на должном уровне, фильм практически редко кто смотрит.
Грань между туризмом, путешествием и паломничеством сегодня практически уничтожена. Редко, когда в составе группы есть монахи или священнослужители, наводится относительный порядок. Так, только в одном из моих многочисленных паломничеств по строгому благословению монаха всю дорогу с редкими перерывами паломники читали молитвы. При этом монах предупредил, что в противном случае у автобуса может отвалиться колесо или случится какая-либо иная неприятность.
В красковском Владимирском храме назвали паломнические поездки «интеллектуальными путешествиями для души», что на мой взгляд полностью соответствует характеру современного этапа миссионерской деятельности. То есть предлагается некий жанр «золотой середины» между путешествием и паломничеством с очевидным перевесом в сторону выполнения духовного подвига.
Храм отказался от несоответствующего ситуации слова «экскурсовод», заменив его более человеческим определением «проводник».
Конечно, этот «проводник» - ключевая фигура в поездках. Категорически исключается донесение необходимой информации формальным чтением по конспекту. Особое внимание уделяется содержанию этой информации и тому, как эта информация доносится до слушателей.
Главный и определяющий принцип — установление контакта с аудиторией, доверительный и дружественный характер повествования, полное отсутствие формализма и сухой школьной дидактики.
Поездка рассматривается как одно из средств радостного и позитивного восприятия Православия не как некой философской системы, а как истины, пронизывающей историю и культуру России. Обязательно должен учитываться факт возможного присутствия в группе неверующих людей. В этой связи текст комментария должен быть многоплановым, используя любую возможность познакомить паломников с различными явлениями бытия в аспекте православной культуры, с историческими событиями, с народной традицией, спецификой и особенностями маршрута.
Комментарий обязательно дополняется необходимым дидактическим материалом (фото, живопись, иконы, книги и т.п.).
Крайне важны единая режиссура поездки, предварительное обсуждение логистики и составление соответствующего сценарного плана. Обратный путь используется как своеобразная «зона рекреации», где представляется возможность демонстрации творческих увлечений паломников, знакомства с аудиозаписями, краткой справочной информации, а также ответов на вопросы.
В паломническом опыте автора успешно опробована на обратном пути система «Гость», когда предоставляется слово приглашённому в поездку интересному человеку.
Что касается Владимирского храма, истинным украшением обратного пути домой является акапель- ное пение о. Игоря, сопровождающее каждую поездку паломнической службы «Одигитрия» и восхищающее паломников замечательным по красоте вокалом.
Учитывая, что 2023 год является юбилейным для Люберецкого края, план поездок предусматривает изучение святынь бывшего Бронницкого уезда, в который когда-то входили Люберцы, а также прилегающих к нему территорий. По мнению автора подобный подход оправдан не только для юбилейных лет. Нельзя оправдать полное невежество в познании святых мест, расположенных рядом с домом при активном паломничестве в дальние города и регионы.
В качестве примера позвольте предложить любезному читателю краткий отчёт об интеллектуальном путешествии для души по маршруту: Владимирский храм в Красково - храм Воскресения Словущего (с.Битягово) — Серафимо-Знаменский скит (с.Битягово) - Крестовоздвиженский монастырь (с.Лукино) - Троицкий храм (г.Железнодорожный). Поездка состоялась в марте 2023 года. Не случайно наш путь начался в с. Битягово Домодедовского района. Не только потому, что храм Воскресения Словущего, расположенный в селе, находится в непосредственной близости от Сера- фимо-Знаменского скита. Главным образом, 18 марта, когда наш автобус мчался по весеннему Подмосковью, предваряло Крестовоздвиженскую неделю Великого поста. Весь путь от Красково был посвящён истории праздника Воскресения Словущего, означающего «слывущего Воскресением»: в отличие от Светлого Христова Воскресения праздника, связанного с обретением святой царицей Еленой в IV в. Животворящего Креста Господня. Крест явился миру из-под многовекового забвения в результате героического подвига матери Константина Великого, которую можно смело назвать одним из первых учёных-археологов. Эта драматическая история поиска и очистки от осквернения мест Святой Земли, связанных с именем Спасителя, не может оставить равнодушными как православных людей, так и неверующую публику.
Мудрый, расчётливый и властный император Константин первым из римских властителей признал христианскую веру и вместе с патриархом Макарием освятил величественный храм Воскресения Христова, под сенью которого многие века хранится место казни и место погребения Господа нашего Иисуса Христа. Именно этому событию посвящён храм Воскресения Словущего в с.Битягово.
Царица Елена, уничтожила все языческие капища, воздвигнутые на Голгофе императором Титом (I в. н.э.) и Элием Адрианом (II в. н.э.). Из-под многометрового слоя мусора и грязи на месте языческого храма Венеры она извлекла Животворящий Крест, но, к сожалению, не дожила до освящения храма, который строился 10 лет.
Икона св. Константина Великого, написанная талантливым художником-иконописцем Светланой Вячеславовной Кузнецовой, сопровождала нас из Крас- ково и позволила паломникам кратко познакомиться с методикой русской иконописи.
Промыслительно, что во Владимирском храме есть придел святых Константина и Елены, что ещё более укрепляло нас в правильности избранного пути.
Величественная тишина, синева небес и яркое весеннее солнце украшали нашу дорогу к храмовому источнику, заглядывали в окна храма на службе, во время которой о.Игорь сугубо молился в алтаре обо всех паломниках, и звали нас в дальнейший путь в скит Серафима Саровского.
Этот удивительный по красоте и символике единственный ансамбль неорусского стиля начала ХХ века связан с именами двух замечательных женщин — великой княгини Елизаветы Фёдоровны и грузинской княжны Тамары Александровны Марджановой (схии- гумении Фамарь). По сути эти женщины, благодаря усилиям которых была воздвигнута обитель, как бы продолжали дело царицы Елены. В связи с тем, что и ожидающий нас Крестовоздвиженский монастырь также был женским, организаторы поездки сочли возможным кратко освятить историю женского монашества.
Мы впитывали в себя благодать спрятавшегося в лесах Серафимо-Знаменского скита, о котором митрополит Московский Владимир, будущий новомученик Российский, в 1913 году оставил трепетные воспоминания: «От скита веет таким благодатным миром и спокойствием, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды»9.
Мы тоже старались забыть все горечи и погрузиться в историю созидания скита, в информацию о правилах скитского общежития, строгое соблюдение которых трудно себе представить в наши дни.
Светлые образы основателей скита, их жизнь и служение Господу доказывала мудрость схиигумении Фамарь, которая в своей книге «Детки мои любимые» писала: «...нужно нам умиротворить, главным образом, себя»10.
А чего стоит подвиг великой княгини Елизаветы Фёдоровны, которая простила убийцу своего мужа. Куски его разорванного тела Елизавета Фёдоровна сама собирала после взрыва террориста, а потом принесла в тюрьму преступнику Евангелие.
Матушка Фамарь дружила с великой княгиней с юности и считала «.что чем сильнее страдания, тем ближе к Голгофе»11.
По просьбе Елизаветы Фёдоровны она подарила икону преподобного Серафима Саровского, исцелившую её после серьёзной травмы, царевичу Алексию. Икона висела в изголовье его постели в Царском селе.
Скит напомнил нам о трагической судьбе семьи Романовых, об истории брака цесаревича Николая и Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской, о той роли, которую сыграли в заключении этого союза великая княгиня Елизавета Фёдоровна и её муж Московский губернатор Сергей Александрович.
Схиигумения Фамарь - родная сестра основателя грузинского театра Константина (Котэ) Александровича Марджанова (Марджанишвили), поэтому скит не мог не включить в себя мотивы грузинской истории и культуры. Кроме местночтимых и чудотворных икон скит восхищает своей приверженностью к апостольскому Правилу о церковной тайне. В нем всё не просто, всё пропитано христианской символикой. Ярусный шатровый Знаменский храм украшен 24 закомарами («кокошниками») по числу апокалипсических старцев. Шатёр вместе с маковицей имеет 7 граней, символизирующих 7 даров Святого духа. Ограда скита представляет из себя квадрат («... и град на четырёх углах стоит, и долгота его толико есть, елика есть и широ- та»12). Стороны квадрата 33 сажени (33 года - возраст Иисуса Христа). В стены были встроены 12 домиков (по числу апостолов). В скиту могли жить только 33 сестры. И т.д., и т.п.... Пространство скита давало широкие возможности символической иллюстрации каждого фрагмента и ещё раз доказывало паломникам надмирную сущность христианской обители. Когда-то наши предки легко читали этот язык, заглушенный сегодня внешней красивостью.
По пути в Крестовоздвиженский монастырь мы проезжали усадьбу вдовы Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны Морозовой-Рейнбот. Большинству наших современников эта усадьба начала ХХ века известна как Горки Ленинские. Её облюбовал В.И.Ленин и бывал здесь с 1918 по 1924 г.
И вспоминали о том, что сброшенная живой в Алапаевскую шахту Елизавета Фёдоровна вместе со своими родными, умирая, молилась. Окрестные жители слушали, как из жерла старой шахты доносилось церковное пение.
В связи с этим, нельзя не сказать, что Ленин считал борьбу с религией государственным делом. Господь поругаем не бывает и, видимо, поэтому, по воспоминаниям охраны вождя и врачей, теряя разум, Ленин выл по ночам13. Можно порекомендовать паломникам познакомиться с преступлениями большевиков по отношению к Церкви в книге О.Ю.Васильевой и П.Н.Кнышевского «Красные конкистадоры» (М. 1994г.).
Крестовоздвиженский монастырь продолжает тему Крестовоздвиженский недели Великого поста и являет собой памятник благотворительности. Возникший в XIX веке на землях, которые во времена Ивана Грозного принадлежали роду Колычевых, монастырь привлекал к себе большое число меценатов, развивался и не был поругаем даже в годы советской власти. Здесь был дом отдыха, детский приют, госпиталь и Всесоюзный центр реабилитации детей.
Большой интерес представляет фигура канонизированного митрополита Филиппа из рода Колычевых, который был игуменом Соловецкого монастыря, автором и разработчиком многих технологических изобретений Соловецкого архипелага, ярким противником опричнины. Потомки митрополита в 1860 г. построили на территории монастыря здание для музея рода Колычевых.
Вместе с тем, посещение монастыря позволяет коснуться такого сложного явления русской культуры как юродство, т.к. основателем и первым духовником обители был Иван Степанович Саватюгин, принявший на себя этот подвиг.
Поклонившись чудотворному образу Божией Матери «Иерусалимская» и выслушав церковное предание о Её явлении в Крестовоздвиженском монастыре, мы отправляемся в дальнейший путь, к завершающему нашу поездку Троицкому храму в г.Железнодорожный.
И выбор этого места не случаен, а весьма актуален в марте 2023 года. Храм Святой Троицы в Павлино (окраина г.Железнодорожный) является сохранившимся до наших дней объектом усадебного комплекса, принадлежавшим в XVIII столетии графу, генерал- фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву, первому правителю Малороссии. Живёт предание, что, назначая графа на эту должность, Екатерина II советовала ему запастись волчьими зубами и лисьим хвостом.
Петра Румянцева называют «отцом русских полководцев»: под его началом раскрылись таланты многих русских воителей. Александр Суворов называл себя его учеником, а Михаил Кутузов говорил, что научился понимать войну благодаря Румянцеву14.
Благодаря победам П.А.Румянцева в 1774 г. на основании Кучук-Кайнарджийского мира была установлена независимость Крыма от Оттоманской империи, с которой и начался процесс присоединения полуострова к Российской империи.
К сожалению, уровень знаний о русской истории у наших современников оставляет желать много лучшего, и необходимо использовать любую возможность знакомства современников с великим прошлым Отечества. Какую гордость вызывают слова Румянцева о том, что «русский солдат не спрашивает сколько врага, а спрашивает, где он?»15.
Соотношение сил в военных операциях с участием П.А.Румянцева потрясает. Так, в сражении при Ка- гуле (1770 г.) 27 тысяч русских воинов обратили в бегство 100 тысяч турок. В июне 1770 г. 38 тысяч русских солдат наголову разгромили 72-тысячное войско хана Каплан-Гирея16.
Пётр Александрович Румянцев назвал свою усадьбу в Павлино Троицкое-Кучук-Кайнарджи.
Домовый Троицкий храм, окружённый некрополем, где захоронены представители родов Голицыных и Апраксиных, сохранил в своём убранстве иконы, украшавшие его пространство при освящении в 1776 году. Среди них местночтимая икона Богородицы «Благодатное чрево», по народному преданию исцеляющая от женских недугов. В храмовый комплекс входит мавзолей и Воскресенская часовня.
Находясь на территории некрополя, уместно поделиться с паломниками информацией о том, что на Руси издревле считалось великой честью быть погребённым рядом с храмом, а ещё лучше - под его полом: могильные плиты свидетельствуют о том, что ушедший в вечность человек перед кончиной осознал свою гордыню и отсутствие смирения. Именно поэтому он просит попирать его прах во искупление грехов.
Более подробную информацию об усадьбе П.А.Румянцева читатель может найти во второй части моего повествования17.
Несомненно, посещая храмы и монастыри, нельзя не отметить их архитектурную ценность и характерные особенности русского храмового зодчества.
Что касается храмов эпохи Петра I, то рассказ не может исключить информацию об истории русской церкви первой четверти XVIII в., когда император Пётр уничтожил патриаршество и объявил себя главой Церкви вместо Господа нашего Иисуса Христа.
Архитектура, в том числе и храмовая, всегда отражает мироощущение социума. Данное утверждение характерно и для Троицкого храма в Павлино (архитектор К.И.Бланк), более похожего на дворец, чем на место молитвы.
Бывший Бронницкий уезд, как и вся земля Подмосковья, насыщен русской историей. Подъезжая к Павлино, я не могла не рассказать об исчезнувшей под безликими многоэтажками и промзоной великолепной усадьбе Бедрино, хозяином которой был директор императорских театров Ф.Ф.Кокошкин. Но эта тема также раскрыта автором во второй части книги18.
Маршрут закончен, и мы возвращаемся домой. Конечно, народ устал, но мы предлагаем ему послушать пение Татьяны Викторовны Корнеевой, поэта и композитора, учителя красковской Гимназии № 56, ушедшей в вечность несколько лет тому назад. О её талантливом творчестве свидетельствуют записи, сделанные при жизни.
Всё ближе и ближе Красково, и после музыкальной паузы, несколько опасаясь быть излишне назойливой, всё же кратко говорю:
- о мелькающем за окнами Кореневе, где была усадьба Нарбековых, из рода которых вышла первая жена Алексея Михайловича - Мария Милославская;
- о том, что сохранившийся храм Преображения был домовым храмом усадебного комплекса;
- о Томилино, где в конце XIX в. купец- старообрядец Томилин построил первые пять дач;
- о Панках, по преданию связанных с XVII в., когда изгнанных из Кремля поляков по просьбе князя Пожарского не убили, а выслали подальше от Москвы и поселили именно здесь;
- о Люберцах, сменивших в своей истории несколько названий.
На подробный и даже краткий рассказ о Красково в этой поездке времени не хватило, но этот пробел будет обязательно восполнен либо в лекциях и встречах в клубе «Мой край», либо в очередном интеллектуальном путешествии для души19.