Сайт

Малаховского отделения

Всероссийского Общества Охраны

Памятников Истории и Культуры

Статьи

Подписаться на RSS

Экспертиза на проект зон охраны усадьбы Красково

Опубликована экспертиза на проект зон охраны усадьбы Красково

http://gukn.mosreg.ru/dokumenty/gosudarstvennaya_ohrana_obektov_kulturnogo_na/istorikokulturnaya_ekspertiza/31-01-2018-16-19-32-akt-gosudarstvennoy-istoriko-kulturnoy-ekspertizy-


М.Е. Кулешова


Уважаемые господа,

Наше обращение вызвано угрозой уничтожения памятника культуры Московской области – усадьбы Богородское-Красково, а также взаимосвязанного с этим памятником сельского ландшафта долины реки Пехорки. Усадьба формировалась с XVII века поколениями владевших ей фамилий Голицыных, Трубецких, Орловых, Оболенских. С её окрестностями связаны имена многих известных писателей и художников. С её экспроприацией в XX веке началось и её постепенное разрушение, которое особенно усилилось с 90-х годов, с того же времени началась и интенсивная застройка и перестройка окрестностей, что характерно для многих подмосковных усадеб и в прошлом дачных мест.

Усадьба является объектом культурного наследия, для неё неоднократно разрабатывались зоны охраны, последний проект зон охраны получил положительное заключение государственной экспертизы и ждёт своего утверждения в Минкультуры Московской области (Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Богородское-Красково» по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, городское поселение Красково, дачный посёлок Красково. Государственные эксперты: Борисенко Е.П., Загоскин Е.А., Трапезникова А.И. Заказчик экспертизы Никоненко Д.П.  Разработчик проекта: Государственное унитарное предприятие Московской области «Московский областной информационно-аналитический культурный центр» (ГУП МО «МОК центр»), генеральный директор – Е.В.Скрынникова).

Однако, несмотря на внешнюю достаточность необходимой документации, она включает такие позиции, которые ставят под сомнение целевое назначение проекта зон охраны и оценивается нами как проявление вандализма в отношении общенационального наследия. Проведённая историко-культурная экспертиза полностью проигнорировала эти угрозы и фактически повторила основные утверждаемые разделы проекта, одобрив все его без исключения позиции. Мы просим обратить пристальное внимание на тот факт, что в последние годы проекты зон охраны объектов культурного наследия массово стали приспосабливаться к целям застройки ещё свободных территорий, что наблюдается и с проектом зон охраны усадьбы Богородское-Красково. Сама постановка вопроса – выделение зоны охраны, представляющей  по факту луговые или облесённые участки ландшафта, в качестве зоны регулирования застройки (урбанизации) – нам представляется преступным и недопустимым для дела охраны памятников деянием в условиях тотальной урбанизации Подмосковья.

В частности, проектом выделяется участок зоны регулирования застройки «Р3» с допустимой высотностью застройки в 30м, который в настоящее время представляет собой участок открытого пойменного луга долины Пехорки и активно используется в летний период местным населением для отдыха, поскольку продолжающаяся политика «закачивания» народонаселения в бывшее дачное, а теперь городское Подмосковье, не оставляет людям клочка зелени для временного отдыха от урбанизируемых гетто по соседству. Другой участок зоны регулирования застройки «Р4» - на склоне долины, буквально вгрызается в тело занятого естественной растительностью склона. Здесь когда-то построили бензоколонку, потом магазин, теперь накопленные капиталы требуют дальнейших вложений с дальнейшим изъятием земель и допускаемой проектом зон охраны высотностью строительства до 15 м, а эти земли формируют облик парковой части бывшей усадьбы, представляют историко-культурную и рекреационную ценность для всех жителей поселка, но уже запущен процесс их присвоения и уродования. Нет ни экономической, ни социальной выгоды от такого рода «развития». Явно просматриваются сиюминутные и своекорыстные интересы заказчика проектирования (будущего застройщика) и способствующей такому пространственному «развитию» администрации г.Люберцы.

Возникают вопросы и по территории ансамбля, в который исторически входил пейзажный парк, отмеченный в тексте проекта, но авторы проекта не стали относить его к территории объекта культурного наследия на том основании, что он запущен, и отнесли его к зоне охраняемого природного ландшафта (участок 1) и частично к охранной зоне. Обращаем внимание, что запущена вся усадьба и её нынешнее состояние не должно служить аргументом к отклонению возможностей восстановить её былое великолепие. Более того, пейзажный парк планировочно и композиционно обеспечивает целостность ансамбля, без него ансамбль утрачивает обоснованность своих границ. Наконец, эта в настоящее время озеленённая и находящаяся в режиме естественного саморазвития околоводная территория даже в состоянии запущенности используется гражданами в рекреационных целях и именно с неё существуют прекрасные видовые раскрытия на церковь, чего проектировщики просто не захотели увидеть.

Акт экспертизы не содержит анализа историко-культурного опорного плана, на основании которого должно осуществляться определение границ объекта, границ зон его охраны и режимов охраны. Именно историко-культурный опорный план (который отсутствует в предоставленной к обсуждению документации) должен был иметь в своём составе четко обозначенные исторические границы усадьбы, включая пейзажный парк, куда сегодня так агрессивно начинает вторгаться застройка. Хозяйственная часть усадьбы, от которой построек не сохранилось, имела кирпичное ограждение, фрагменты которого сохранились по сей день и частично маркируют границы участков регулирования застройки «Р1» и «Р2». Как элементы усадьбы они должны были быть выявлены и взяты на охрану – эти «осколки» истории только украсят собой композицию оформляющейся здесь зоны.

Необходимо выделение зоны охраняемого природного ландшафта на противоположном от усадьбы берегу реки, в настоящее время занятом луговой, околоводной и кустарниковой растительностью. Здесь в прошлом располагались сады усадьбы. Аргументы авторов проекта, исключивших из рассмотрения данный участок, основаны на документах территориального планирования, согласно которым здесь должна пройти 6-ти полосная хордовая магистраль из Лыткарино в Железнодорожный. Обращаем внимание, что подобные документы не являются истиной в последней инстанции и общество должно иметь право на выбор – магистраль с загубленной речной долиной или сохранённая ценная природная и историко-культурная территория, важный элемент экологического и историко-культурного каркаса Московского региона. Магистраль может быть проложена и в другом  месте, а долину Пехорки, которая при пересечении с Казанской железной дорогой образует самые красивые по данной дороге пейзажи в регионе – уже будет потеряна навсегда. К этому вопросу необходимо вернуться и решить его с учетом государственного интереса и соблюдения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и наследие.  

Органы охраны памятников, видимо не обладая необходимыми средствами, дожидаются очередных инвесторов, готовых оплатить проекты таких зон при условии выделения таким инвесторам приглянувшихся участков для застройки. Более того, проектантами и экспертами зачастую оказываются градостроители, а не реставраторы, историки, искусствоведы или специалисты по ландшафтному проектированию, в результате чего основанием проектных решений становится Генплан или Правила землепользования и застройки – документы, перманентно приспосабливаемые к сиюминутным запросам инвестиционных проектов и начальственных прожектов в стиле известного романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Обращаем внимание, что в соответствии с действующим законодательством  градостроительная документация должна учитывать ограничения, накладываемые требованиями защиты объектов культурного наследия, в то время как в случае с Красково-Богородским (как и многими другими усадьбами) приходится наблюдать обратную зависимость – проекты территорий памятников и зон охраны приспосабливаются к незаконно установленным градостроительным регламентам.

Мы понимаем ситуации, когда важные государственные интересы требуют поступиться интересами охраны наследия.  Смеем утверждать, что в случае с Красково-Богородским такие интересы отсутствуют. Мы также признаём, что интересы проживающих в пос. Красково людей могут потребовать принятия некоторых компромиссных решений в отношении объектов наследия. Однако люди теперь высказываются за сохранение лесов, лугов, парков и усадеб, а не за коммерческую жилую застройку и насаждение торговых центров, что наблюдается по всему Подмосковью, и не только. Этот существенный перелом в сознании людей уже произошел и не замечать его по меньшей мере недальновидно. Люди, некогда выбравшие для себя загородный образ жизни, и многие городские жители  хотят пребывать рядом с природой, а не в рядах сплошных многоэтажек с торговыми центрами и складами, и им дорог каждый участок луга, парка, речной долины.  Настал тот момент, когда этих участков стало слишком мало, когда их скоро не останется, поэтому ценность их многократно возросла и отношение к ним сегодня совсем иное, чем было даже 10 лет назад. Тем более, что в пос. Красково в последние годы ведётся активное многоэтажное строительство, вводятся новые жилые комплексы, зелёные пространства сокращаются с ужасающей скоростью, резкий механический приток населения при отсутствии мест приложения труда активизирует маятниковые суточные миграции людей, дороги забиты пробками и загазованы так, что жители придорожной линии застройки оказались заложниками бездарного управления пространством и пребывают в постоянной душегубке. Если России нужны граждане, а не маргинальное народонаселение, то гражданам нужна своя историко-культурная среда, иначе воздействовать на их сознание категорически невозможно. Историко-культурная среда формируется на уважении к своей истории и природе, и материализуется в частности в объектах культурного и природного наследия. И сохранить её – это и есть государственный стратегический интерес, в связи с чем мы просим о нижеследующем:

А. Доработать проект зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба Богородское-Красково» и дополнить территорию ансамбля, внеся в проект следующие изменения:

1. Участки «Р3» и «Р4», отнесённые проектом зон охраны к зоне регулирования застройки, присоединить к зоне охраняемого ландшафта и категорически исключить расширение площади застройки.

2. Участок 1 зоны охраняемого природного ландшафта и южную часть охранной зоны по борту террасы, на которой стоял усадебный дом, отнести к территории объекта культурного наследия как неотъемлемый элемент ансамбля – пейзажный парк

3. Выделить зону охраняемого природного ландшафта по правому берегу реки Пехорки

Б. Рассмотреть вопрос об изменении трассировки проектируемой 6-ти полосной магистрали Лыткарино-Железнодорожный, перенеся её за пределы долинного комплекса реки Пехорки, в границах которого она  запроектирована.

Открытое культурное пространство в Малаховке

Павлова Л.К.

Проект «Открытое культурное пространство» в Малаховке


     На одной из тихих улиц Малаховки, в окружении вековых сосен, сохранился скромный дом, хранящий память об одном из композиторов России, трижды Лауреата премии М.И. Глинки и Государственной премии первой степени, Народного артиста СССР и кавалера многих государственных наград Р.М. Глиэра.

     Музыка композитора звучит не только в нашей стране, но и в исполнении Нью-Йоркского, Филадельфийского, Венского, Берлинского, афинского, Дрезденского, Пражского и многих других симфонических и камерных оркестров мира. Его балеты «Медный всадник» и «Красный мак» с грандиозным успехом идут на сценах театров Петербурга, Красноярска, Праги и Нью-Йорка.

Потомки композитора разработали оригинальный проект не только сохраняющий память о великом композиторе, но и развивающий его музыкальное наследие в современных условиях. Наряду с мемориальным музеем Р.М. Глиэра, в Малаховке создан некий оазис культурного пространства, который включает в себя и сценическую площадку, и экспозиции художественных произведений наших земляков, и демонстрацию кинофильмов, и музыкальный лекторий, и творческие встречи, и чаепития у самовара. Наряду с удивительной встречей с знаменитым балетмейстером Мариинского театра Ю. Смекаловым, в рамках проекта предусмотрена программа «Лики молодых», знакомящая посетителей культурного пространства с талантливой творческой молодежью. Проект расширил свои границы и вышел на сценические площадки Москвы, предлагая зрителям театрализованное представление не только музыкального, но и эпистолярного наследия композитора.

     Несомненно, проект «Открытое культурное пространство. Дом Р.М. Глиэра в Малаховке» яркое событие в культурной жизни всего Подмосковья.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ «Во славу живших! В назидание живущим!»

Комитет по культуре и туризму

Администрации Раменского муниципального района

Раменский историко-художественный музей

Ежегодная районная краеведческая научно-практическая конференция

«Во славу живших! В назидание живущим!»


ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ


10:30 – 11:00 – встреча гостей и регистрация участников

11:00 – 13:40 – работа конференции


Регламент выступления – 5-7 минут


1. Покусаева Елена Юрьевна,  ведущий методист, заведующая отделом культурно-образовательной деятельности МУК «РИХМ»


«П.С. Малютин – слава и блеск Российского купечества»


2. Сливка Ирина Александровна, заместитель директора по научной работе МУК «Музей истории города Бронницы»


«И вечной памятью двенадцатого года. Поиски и находки (по архивным документам)»


3. Сорокина Елена Сергеевна, главный хранитель МУК «РИХМ»


«Коллекция Е.Л. Фишкова в собрании Раменского историко-художественного музея»


4. Щербакова Татьяна Евгеньевна,  заведующая отелом экскурсионно-выставочной деятельности МУК «РИХМ»


«Работы художников-участников Великой Отечественной войны в собрании Раменского историко-художественного музея: О.С. Скупченко, художник-скульптор Гжельского экспериментального керамического завода»

Во славу живших! В назидание живущим!


Под таким многозначительным названием в Раменском историко-художественном музее 20 апреля 2017 года проходила ежегодная районная краеведческая научно-практическая конференция.

Малаховское отделение ВООПИиК было представлено заместителем председателя отделения Павловой Л.К. и ответственным секретарем Гордеевой Т.А. Ими был представлен доклад «Летний театр – прошлое, настоящее, будущее…»

Программа конференции включала в себя 16 сообщений, из которых как наиболее интересное следует отметить доклад ведущего методиста Раменского музея Покусаевой Е.Ю., в котором доказывается абсурдность утверждения о том, что населенному пункту Раменское 90 лет. Первое упоминание о Раменьи относится к 1328 году, ко времени Ивана Калиты.

Заместитель директора Музея истории г. Бронницы И.А. Сливка привела интересные данные о том, что на 100-летний юбилей Бородинского сражения по приказу Николая II были найдены и приглашены в Бронницы на торжество шесть участников битвы, возраст которых превышал 100 лет.

Заведующая Чулковской библиотекой Т.А. Ананьева провела серьезные исследования по истории святых источников в окрестностях Боровского кургана вокруг которых никому не удалось застроить окружающий ландшафт.

В комиссии по аттестации реставраторов МК РФ появилась новая специализация: «художник-реставратор старинных часовых механизмов». Уже аттестованы пять специалистов. Об особенностях этой удивительной профессии рассказал реставратор высшей квалификации В.А. Булатов.

Программа конференции прилагается.

Артова П.К.

Поиск определения статуса Ансамбля Летнего театра и сада продолжается

Поиск определения статуса

Ансамбля Летнего театра и Сада

продолжается


В январе 2017 года Главное управление по охране объектов наследия Московской области выступила с предложением рассмотреть вопрос о присвоении Ансамбля Летнего театра и сада статуса «достопримечательное место». Эта инициатива была вызвана серьезной мемориальной ценностью объекта.

Руководство Малаховского отделения ВООПИиК организовало совещание с участием трех государственных экспертов в области охраны историко-культурного наследия, где был тщательно рассмотрен вопрос о конкретизации статуса Ансамбля.

В результате принято решение о необходимости сохранения Ансамбля как объекта историко-культурного наследия, так как статус «достопримечательное место» может ослабить режимы использования объекта.

Внесены некоторые дополнения в текст историко-культурной экспертизы, которая в настоящее время находится на рассмотрении в Главном управлении по охране наследия Московской области.

Надеемся, что статус Ансамбля будет, наконец, определен и можно будет приступить к проектным работам по его восстановлению.

Подготовлены предварительные материалы для разработки бизнес-плана, которые могут быть использованы только после определения статуса объекта.

К сожалению, административная реформа включения Малаховки в городской округ Люберцы замедлило продуктивное взаимодействие Малаховского отделения ВООПИиК с администрацией поселения,которая поддержала концепцию развития Ансамбля, разработанную ранее в Совете управления ВООПИиК.

По инициативе К.А. Тимашкова подготовлены письма в Дирекции Малого театра, МХАТ и Московского Губернского театра.

Надеемся, что новая администрация городского округа Люберцы не останется равнодушной к судьбе Ансамбля Летнего театра и сада в Малаховке, уникального объекта историко-культурного наследия Подмосковья.


Л.К. Павлова  

22.03.2017    

     

Хронограф

Хронограф

Малаховского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Одной из оперативных задач деятельности Малаховского отделения ВООПИиК является поиск источников финансирования проектных и восстановительных работ на вновь выявленном объекте наследия «Ансамбль Летнего театра и сада начала ХХ века.»

         В ответ на наши запросы Министерство Культуры РФ сообщило, что вопрос финансирования может рассматриваться только после включения объекта в Единый Государственный реестр культурного наследия народов РФ, при условии подачи в установленном порядке заявки от органа исполнительной власти.

         Однако, есть силы, противодействующие государственной охране Ансамбля. В связи с этим проводятся различные мероприятия по ускорению включения в Государственный реестр Летнего театра и сада, включая привлечение к решению вопроса государственных инстанций самого высокого уровня, а также заинтересованную помощь широкого круга жителей г.п.Малаховка.

         Разработана примерная рабочая концепция развития Ансамбля, которая направлена в Малаховскую администрацию, Главное управление по охране объектов наследия Московской области и в проектные организации.

Создан сайт Малаховского отделения ВООПИиК, где можно ознакомиться с данной концепцией, учитывающей все нормы действующего законодательства, исключающие возможность нового строительства, не имеющего отношения к истории объекта.

Адрес сайта: voopik-mal.ru

         Совет управления ВООПИиК и администрация г.п.Малаховка ведут переговоры с различными специалистами в области проектирования объектов садово-паркового искусства. В качестве оперативной меры, после включения Ансамбля в Гос.реестр, является проект использования территории парка.

         Проект восстановления театра может быть разработан после утверждения соответствующего Постановления Правительства Московской области.

         Разработана и размещена на сайте примерная программа эксклюзивных туристических маршрутов, которые планируется осуществить в рамках Малаховского отделения ВООПИиК. Работа по составлению маршрутов продолжается.

         В сентябре с.г. Виноградовское лестничество от имени Комитета по лесному хозяйству М.О. удовлетворило просьбу Малаховского отделения ВООПИиК и жителей г.п.Малаховка и Красково, направив судебный иск об истребовании из незаконного владения части земельных участков в лесу на улице Совнаркомовская и возвращения их в собственность РФ (квартал 61).

         Ведется работа по установлению правового статуса р.Македонка и прилегающих к ней земель.

         По информации Главного управления архитектуры и градостроительства МО генеральный план г.п.Малаховка находится на доработке и правила землепользования и застройки нашего поселения не утверждались.

 

Совет управления

Малаховского отделения ВООПИиК

Октябрь 2016 г.


        

Концепция развития Ансамбля



Примерная рабочая концепция развития

Ансамбля малаховского Летнего театра и сада

начала XX- 70г.г. XX века.


I. Основные цели и задачи.

  1. Создание единственного на сегодня в Подмосковье уникального ретро-ансамбля с использованием и учетом современных тенденций зрелищной культуры России начала XX века.
  2. Популяризация жанра забав и увеселений как объекта исторического наследия, при условии взаимодействия разных национальных традиций и их современного использования.
  3. Восстановление культурно-исторической роли Малаховки, как культурного центра региона.
  4. Деятельность Ансамбля как источника духовного и патриотического воспитания, а также возрождение особого «малаховского» стиля жизни (в пределах реально возможного на сегодняшний день).
  5. Реабилитация и развитие культуры зрелищных забав и увеселений, характерных для периода городского фольклора Серебрянного века.
  6. Разработка и реализация проекта круглогодичного использования парковой территории в ретроспекции современности.
  7. Восстановление и современное использование утраченных павильонов малых форм и атракционов.
  8. Размещение Малаховского музея истории и культуры в здании арт. кафе.
  9. Проектирование и реализация восстановления здания Летнего театра (арх. Даукша), предусматривающее его круглогодичное использование.
  10. Поиск источника финансирования работ, исходя из:


- государственных гарантий;

- частных инвестиций;

- участия в конкурсах;

- организации мероприятий;

- благотворительных акций;

- налога на малаховских предпринимателей.


II. Порядок проведения работ.


а) оперативные меры


  1. Открытие целевого специального субсчета на воссоздание Ансамбля в Московском областном отделении ВООПИиК.
  2. Проектирование порядка использования Летнего сада круглогодично (ландшафтный архитектор-реставратор с государственной лицензией).
  3. Согласование и утверждение проекта использования парка в установленном порядке.
  4. Запрет техногенного и иного вредного вмешательства на территории Ансамбля, ведущего к изменению режима грунтовых вод, структуры почвы, гибели корневых систем, наносящих урон предметам охраны Ансамбля (тяжелая мототехника, пейнтбол и т.п.).
  5. Фотоаллея и труппа Летнего театра вчера и сегодня.
  6. Проработка вопроса и возможности упорядоченности финансовых операций действующего Парка культуры и отдыха с целью выявления способа отчислений на работы по реставрации Ансамбля.
  7. Организация и проведение фестиваля «Шаляпинское песенное поле».
  8. Организация осенних посадок на основе историко-культурного опорного плана (центральная клумба партера).
  9. Подготовка катка и конструкций традиционных «русских горок» на зимний период.
  10. Популяризация идеи ретропарка в СМИ.


б) среднесрочные меры


  1. Сохранение исторического характера и планировочной структуры Ансамбля, применительно к современным реалиям.
  2. Восстановление:


- скейтинг-ринга (катание на роликовых коньках);

- скейт-борда (доска на роликах);

- лотереи-аллегри (беспроигрышная);

- лаун-тенниса (тип бадминтона 4-6 игроков);

- французского тира (занимательные мишени);

- танцевальной веранды с «живым» звуком;

- запуска воздушных шаров;

- карусели;

- летних катальных гор.


  1. Активное коммерческое использование Летнего сада, включая:


- проведение Сиреневых и Белых балов;

- конкурс еженедельных детских праздников;

- плату за атракционы;

- театр Петрушки;

- теневой театр;

- проведение конкурсов;

- избрание «королевы лета»;

- проведение выставок и ярмарок;

- воссоздание участка Малаховской конки;

- катание в экипажах (экскурсии);

- спектакли и концерты в Воздушном театре;

- открытие «Лавки букиниста» с читальным залом (на основе временных конструкций);

- ежегодное проведение «Шаляпинского песенного поля»;

- восстановление кинобудки с целью показа тематических кинофильмов с участием актеров, игравших на сцене Летнего театра;

- организация лектория «История культуры России»;

- подиум «история костюма»;

- организация пешеходных экскурсий по маршруту историко-культурного наследия Малаховки;

- «Артистическое кафе»;

- открытие музея;

- проведение традиционных национальных и государственных праздников;

- проведение литературно-музыкальных вечеров на открытой веранде;

- катание на ретровелосипедах;

- спортивные ретросоревнования (лапта, городки и т.п.);

- организация гастролей театра «Малаховская антреприза».

в) долгосрочные меры


  1. Ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта в современных условиях.
  2. Проектирование и согласование проекта здания Летнего театра с учетом его круглогодичного использования и сокращения зрительских мест до 250-300 человек (конкурс, архитектор-реставратор, лицензия).
  3. Практическое воплощение проекта.




Проект составлен экспертом Верховного Совета РФ,

зам. Председателя Малаховской организации ВООПИиК

Павловой Л.К.

и одобрен на заседании Совета Управления от 18.07.2016 года.





Комментарий к концепции развития театра и сада.

На совещании членов Совета управления малаховского отделения ВООПИиК с руководителем администрации К.А. Тимашковым 29 августа 2016 года был отмечен грамотный подход руководства поселения к ходу восстановительных работ.

Так, в качестве оперативной меры проводится работа по обеспечению проектирования режима использования территории парка, как предлагается и в примерной Концепции малаховского отделения ВООПИиК. В бюджете поселения предусмотрены средства на первый этап ведения проектирования. При этом ведутся переговоры со специалистами, имеющими лицензии в области восстановления памятников садово-паркового искусства и большой опыт в охране наследия.

В результате обсуждения от администрации Малаховки назначены ответственные лица для сотрудничества с местным отделением ВООПИиК. Большую помощь в организации совещания оказал кандидат в депутаты Московской областной думы Владимир Петрович Жук.


Владимир Петрович Жук.



Совет управления

Малаховского отделения

ВООПИиК

МАЛАХОВКА – КУЛЬТУРНОЕ СКОЛКОВО?

В.Ю. Васильев – худ.рук.

театра «Малаховская антреприза»,

член совета управления

Малаховского отделения ВООПИК



МАЛАХОВКА – КУЛЬТУРНОЕ СКОЛКОВО?


Сегодня много говорится о роли «малой родины», о возрождении ее культурно­-исторического значения в общегосударственном масштабе, о нравственном и патриотическом воспитании молодежи. Но в решении этих проблем не обойтись без развития культурной инфраструктуры на местах.

Идея восстановления самой культурно-исторической роли Малаховки, как культурного центра Подмосковья, назрела уже давно.

Здесь жили и творили Иван Бунин, композитор Глиэр, художник Марк Шагал. До революции, когда в России половина населения была неграмотной - театр в Малаховке работал. Артисты Малого и Художественного служили костяком труппы, и репутация местной сцены была столь высока, что она считалась филиалом Малого. Ее освятили своим талантом Немирович-Данченко, Нежданова, династия Садовских, Южин, Яблочкина, Певцов, Алиса Коонен, Гоголева, Ильинский и многие другие деятели театра, кто составил славу русской культуры. Здесь начинающий Рахманинов аккомпанировал самому Шаляпину, Ольга Леонардовна Книпер-Чехова играла здесь в «Чайке» - Пьесе Пьес. На малаховских подмостках дебютировала гениальная Фаина Раневская. В те незапамятные времена «провинциальный» - не означало «отсталый». И даже в «советские» времена, когда процветали только «большие и академические» - Малаховский театр принимал своего зрителя.

А в 99-м здание театра сгорело «при невыясненных обстоятельствах».

Конечно, на сегодняшний день у нас существует целый комплекс проблем в сфере культуры: это и наш малаховский музей, ютящийся в «чужом», не муниципальном здании; это и библиотека, которая могла бы развиваться и преображаться в условиях реалий сегодняшнего дня, если бы эти самые «реалии» не мешали процессу развития; это и профессиональный театр «Малаховская антреприза», чьи спектакли знают не только в Малаховке, а и в столице, на них едут зрители со всей области, из других городов, но коллектив не имеет возможности работать для своей публики - негде; это и культурно­-досуговый центр «Союз», «под завязку» загруженный работой досуговых коллективов, но не имеющий возможности в полной мере удовлетворить растущие культурные запросы населения из-за нехватки репетиционных комнат.

Однако, камнем преткновения в данной ситуации является вопрос восстановления здания исторического Малаховского театра. Это мнение всех жителей. Общество, в котором людей сближают только тотальные распродажи и стихийные бедствия - обречено. Что объединяет нас сегодня, кроме «борьбы за выживание»? Это еще не культурный голод, в мире спутникового телевидения и интернета - но мы все больше запираемся, каждый в своей «берлоге». А любовь к Родине начинается отнюдь не с георгиевских ленточек раз в году. Малаховка объединилась под знаменем восстановления своего театра.

До недавнего времени Администрация нашего городского поселения всячески способствовала сбору средств на его восстановление. В связи с последними событиями, связанными со «сменой власти» в Малаховке, у нас пропала уверенность в возможности дальнейшей работы в этом направлении. А хотелось бы ее не просто продолжить - но развить и расширить. Должны же существовать реально действующие государственные «рычаги», влияющие на развитие культуры и искусства «на местах», должна же быть программа, которая, исходя из интересов государства, а не из интересов местных «временщиков» и возможностей местного бюджета, централизованно координировала бы всю работу. В противном случае все наши разговоры об успехах и планах - лишь «домашние радости». Вопрос развития культуры и искусства «на местах» - он не просто знаковый. Он стратегически важный, и его решение нельзя пускать на самотек. Ведь никто же всерьез не рассматривает вопрос о передаче Вооруженных сил страны в ведение муниципальных властей, на чьей территории они расквартированы. Но ведь и с культурой не все так просто: от уровня приоритетной заинтересованности государства в культуре и образовании зависит еще - в чьих руках завтра окажется наше оружие, а послезавтра - и в чьих руках окажется власть. К тому же, накопленные нерешенные проблемы имеют обыкновение «мутировать» в совершенно безобразные формы.

Решать связанные с этим вопросы можно и нужно при непосредственном участии муниципальных властей - но, безусловно, не за счет муниципального бюджета в его теперешнем состоянии. Изыскать в казне свободные средства - задача почти нереальная, тем более, если речь идет не о тяжелом машиностроении, а о культуре. Но не останавливать же всю работу «до лучших времен», и когда они наступят? К тому же, муниципальные власти не должны и не могут заниматься стратегией государственного развития - а в данном случае речь идет именно об этом. Разумеется, время и «текущий момент» диктуют свои приоритеты. Но если руководствоваться только лишь такими критериями - Россия так и останется в роли «догоняющего».

В связи с этим, необходимо рассмотреть возможность перспективногоразвитиягородского поселения Малаховка в рамках какой либо Федеральной программы.

Если проект «Сколково» направлен на научно-технологический прорыв, то должен происходить и параллельный процесс, у этой «медали» просто обязана быть и другая сторона - прорыв в развитии культурном!

Возможное решение проблемы - в продвижении долгосрочных, «эволюционных» культурных проектов, основанных на интегрированном развитии всех существующих инфраструктур и перспективном образовании новых, локально сконцентрированных в населенных пунктах с историческими культурными традициями и в сравнительной близости от мегаполисов.

Мы хотели бы учредить проект «Малаховка» - культурный проект федерального значения на базе муниципального образования. Но для этого совершенно необходима реструктуризация административная и инфрастуктурная - и, разумеется, не на уровне местной власти, но, безусловно, с ее помощью и поддержкой. Мы хотели бы открыть Малаховку для разумного и взвешенного эксперимента в области культуры, открыть ее для того, чтобы решать не только свои собственные проблемы - но стать своеобразным плацдармом для продвижения государственной программы культурного развития.

Можно было бы нам начать и теперь, на своем уровне продвигать нашу идею. Только жизни ведь на это не хватит - если мы начнем с извечных пробиваний и согласований масштабного проекта на «местечковом» уровне. Ну, не входит в круг интересов местных властей то, без чего они и так могут спать спокойно. А люди ждут от нас другого.

На наш взгляд, совершенно реально планировать работу, направленную на развитие «культуры на местах», исходя из государственного страхования и государственных гарантий, основываясь на частичном финансировании за счет привлеченных средств и меценатов, чьи вложения в культурные проекты смогут гарантировать им стабильность предпринимательства в целом. И для этого (в нашем случае) необходимо связать между собой культуру, курортное здравоохранение и туристический бизнес - ведь именно так прежде возникали и развивались в России культурные традиции, строились памятники истории и культуры. Именно благодаря этомуи появился в свое время на географической карте Подмосковья культурный феномен - поселок Малаховка.

Наша Малаховка подходит для роли «культурного Сколково», как никто другой! Известнейший, с точки зрения его роли в истории и культуре России, поселок, немалая территория, близость столичного мегаполиса и все условия для проживания и отдыха, вполне доступные кадровые резервы для реализации подобных планов.

А начать нам хотелось бы именно с осуществления заветной мечты всех малаховцев - с восстановления здания нашего Малаховского театра. Думаем, что это будет хорошим, весомым и оправданным «вступлением» в серьезное дело. Именно с восстановления Малаховского театра и на его базе — уместнее всего будет начать и продвигать более масштабные проекты.

ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Л.К. Павлова

Зам. Председателя

Малаховского местного

отделения ВООПИК


ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Что же, кроме пространств объединяет и является святыней для всех без исключения народов России? Что одинаково ценится и передается из поколения в поколения вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности? Что является мощным средством национальной консолидации?

Это обычаи и обряды, традиции и верования, художественная культура и национальный ландшафт; словом, все то, что оставлено нам предками и составляет золотой фонд национального богатства страны. Все то, что является историко-культурным и природным наследием.

В Малаховке, несомненно, ядром культурного ландшафта является Ансамбль Летнего театра и сада нач. ХХ в. Пожалуй, редко кто из коренных жителей равнодушен к судьбе этого объекта наследия. Но за прошедшие с момента пожара здания театра 17 лет, кроме разговоров, не сделано ничего по восстановлению былой славы Ансамбля. Проекты и макеты, опросы населения и многочисленные обращения в различные инстанции никак не учитывали действующее законодательство об охране наследия. Сохранившийся фундамент здания театра обеспечил за ним статус памятника культуры регионального значения, исключающий возможность нового строительства. Т.е. внешне театр может быть воссоздан только по проекту архитектора Даукши (1911). Внутреннее пространство может быть приспособлено под круглогодичное использование. За 17 лет не было сделано главного – сохранения средств, собранных после пожара жителями Малаховки и заявки на финансирование реконструкции театра из федерального или регионального бюджета. Кроме того, не велась работа по обеспечению соответствующего постановления Правительства Московской области, обязательного в случае восстановления объекта наследия.

Администрация сдержала свое обещание и сохранила территорию Летнего сада. А также обеспечила перевод земли в муниципальную собственность, но сад, в отличие от театра, был беззащитен от всякого невежественного использования. Только в 2015г. усилиями общественности на средства, собранные жителями Малаховки, была проведена государственная историко-культурная экспертиза, исключающая возможность аренды, продажи и непрофильного использования участка.

Следующим этапом должно стать проектирование режима использования данной территории с учетом ее статуса вновь выявленного объекта наследия, применительно к современным условиям. Но главной должна стать просветительская функция Ансамбля; т.к. к сожалению, выросло поколение, для которого неизвестны имена Неждановой, Вертинского, Гельцер, Мироновой, Раневской и других великих деятелей культуры, прославивших нашу Малаховку. Члены Малаховского отделения ВООПИК, действующие на основании закона РФ №73 от 8.03.15 считают своей первоочередной задачей предотвращение непрофессионального подхода к процессу проектирования и строгое соблюдение норм законодательства. В отделении разработана и направлена в Министерство Культуры Московской Области и местныйсовет депутатов рабочая концепция развития Ансамбля Летнего Сада и театра. Концепция предусматривает создание эксклюзивного и единственного в Подмосковье ретро-парка, в котором история органично сочетается с современностью и предусматривает использование только отечественной традиции парковых развлечений. При этом возрождение игровой культуры начала ХХв. получает свое развитие в учете современных тенденций организации досуга. Предполагается не только воссоздание театра, но и размещение на территории Ансамбля Музея истории и культуры Малаховки и восстановление здания Артистического кафе. К сожалению, ожидание рассмотрения данного документа на заседании Совета депутатов затянулось…

Учитывая, что предметом охраны Малаховского отделения ВООПИК является и природное наследие, удалось остановить строительство коттеджа в лесу на ул. Совнаркомовская. В настоящее время ведется следствие на предмет законности изменения категории лесных земель. Не оставим без внимания и хищническую застройку берегов Малаховского озера. При участии членов ВООПИК удалось добиться доработки Генплана Малаховки, с учетом замечаний, высказанных жителями на публичных слушаниях.

Ведь разрушение культурно-природной среды, основанной на многолетней традиции, приводит к необратимым негативным процессам, воздействующим на мораль, мировоззрение и жизненные интересы людей.


Приглашаем единомышленников к сотрудничеству!