Сайт

Малаховского отделения

Всероссийского Общества Охраны

Памятников Истории и Культуры

МАЛАХОВКА – КУЛЬТУРНОЕ СКОЛКОВО?

В.Ю. Васильев – худ.рук.

театра «Малаховская антреприза»,

член совета управления

Малаховского отделения ВООПИК



МАЛАХОВКА – КУЛЬТУРНОЕ СКОЛКОВО?


Сегодня много говорится о роли «малой родины», о возрождении ее культурно­-исторического значения в общегосударственном масштабе, о нравственном и патриотическом воспитании молодежи. Но в решении этих проблем не обойтись без развития культурной инфраструктуры на местах.

Идея восстановления самой культурно-исторической роли Малаховки, как культурного центра Подмосковья, назрела уже давно.

Здесь жили и творили Иван Бунин, композитор Глиэр, художник Марк Шагал. До революции, когда в России половина населения была неграмотной - театр в Малаховке работал. Артисты Малого и Художественного служили костяком труппы, и репутация местной сцены была столь высока, что она считалась филиалом Малого. Ее освятили своим талантом Немирович-Данченко, Нежданова, династия Садовских, Южин, Яблочкина, Певцов, Алиса Коонен, Гоголева, Ильинский и многие другие деятели театра, кто составил славу русской культуры. Здесь начинающий Рахманинов аккомпанировал самому Шаляпину, Ольга Леонардовна Книпер-Чехова играла здесь в «Чайке» - Пьесе Пьес. На малаховских подмостках дебютировала гениальная Фаина Раневская. В те незапамятные времена «провинциальный» - не означало «отсталый». И даже в «советские» времена, когда процветали только «большие и академические» - Малаховский театр принимал своего зрителя.

А в 99-м здание театра сгорело «при невыясненных обстоятельствах».

Конечно, на сегодняшний день у нас существует целый комплекс проблем в сфере культуры: это и наш малаховский музей, ютящийся в «чужом», не муниципальном здании; это и библиотека, которая могла бы развиваться и преображаться в условиях реалий сегодняшнего дня, если бы эти самые «реалии» не мешали процессу развития; это и профессиональный театр «Малаховская антреприза», чьи спектакли знают не только в Малаховке, а и в столице, на них едут зрители со всей области, из других городов, но коллектив не имеет возможности работать для своей публики - негде; это и культурно­-досуговый центр «Союз», «под завязку» загруженный работой досуговых коллективов, но не имеющий возможности в полной мере удовлетворить растущие культурные запросы населения из-за нехватки репетиционных комнат.

Однако, камнем преткновения в данной ситуации является вопрос восстановления здания исторического Малаховского театра. Это мнение всех жителей. Общество, в котором людей сближают только тотальные распродажи и стихийные бедствия - обречено. Что объединяет нас сегодня, кроме «борьбы за выживание»? Это еще не культурный голод, в мире спутникового телевидения и интернета - но мы все больше запираемся, каждый в своей «берлоге». А любовь к Родине начинается отнюдь не с георгиевских ленточек раз в году. Малаховка объединилась под знаменем восстановления своего театра.

До недавнего времени Администрация нашего городского поселения всячески способствовала сбору средств на его восстановление. В связи с последними событиями, связанными со «сменой власти» в Малаховке, у нас пропала уверенность в возможности дальнейшей работы в этом направлении. А хотелось бы ее не просто продолжить - но развить и расширить. Должны же существовать реально действующие государственные «рычаги», влияющие на развитие культуры и искусства «на местах», должна же быть программа, которая, исходя из интересов государства, а не из интересов местных «временщиков» и возможностей местного бюджета, централизованно координировала бы всю работу. В противном случае все наши разговоры об успехах и планах - лишь «домашние радости». Вопрос развития культуры и искусства «на местах» - он не просто знаковый. Он стратегически важный, и его решение нельзя пускать на самотек. Ведь никто же всерьез не рассматривает вопрос о передаче Вооруженных сил страны в ведение муниципальных властей, на чьей территории они расквартированы. Но ведь и с культурой не все так просто: от уровня приоритетной заинтересованности государства в культуре и образовании зависит еще - в чьих руках завтра окажется наше оружие, а послезавтра - и в чьих руках окажется власть. К тому же, накопленные нерешенные проблемы имеют обыкновение «мутировать» в совершенно безобразные формы.

Решать связанные с этим вопросы можно и нужно при непосредственном участии муниципальных властей - но, безусловно, не за счет муниципального бюджета в его теперешнем состоянии. Изыскать в казне свободные средства - задача почти нереальная, тем более, если речь идет не о тяжелом машиностроении, а о культуре. Но не останавливать же всю работу «до лучших времен», и когда они наступят? К тому же, муниципальные власти не должны и не могут заниматься стратегией государственного развития - а в данном случае речь идет именно об этом. Разумеется, время и «текущий момент» диктуют свои приоритеты. Но если руководствоваться только лишь такими критериями - Россия так и останется в роли «догоняющего».

В связи с этим, необходимо рассмотреть возможность перспективногоразвитиягородского поселения Малаховка в рамках какой либо Федеральной программы.

Если проект «Сколково» направлен на научно-технологический прорыв, то должен происходить и параллельный процесс, у этой «медали» просто обязана быть и другая сторона - прорыв в развитии культурном!

Возможное решение проблемы - в продвижении долгосрочных, «эволюционных» культурных проектов, основанных на интегрированном развитии всех существующих инфраструктур и перспективном образовании новых, локально сконцентрированных в населенных пунктах с историческими культурными традициями и в сравнительной близости от мегаполисов.

Мы хотели бы учредить проект «Малаховка» - культурный проект федерального значения на базе муниципального образования. Но для этого совершенно необходима реструктуризация административная и инфрастуктурная - и, разумеется, не на уровне местной власти, но, безусловно, с ее помощью и поддержкой. Мы хотели бы открыть Малаховку для разумного и взвешенного эксперимента в области культуры, открыть ее для того, чтобы решать не только свои собственные проблемы - но стать своеобразным плацдармом для продвижения государственной программы культурного развития.

Можно было бы нам начать и теперь, на своем уровне продвигать нашу идею. Только жизни ведь на это не хватит - если мы начнем с извечных пробиваний и согласований масштабного проекта на «местечковом» уровне. Ну, не входит в круг интересов местных властей то, без чего они и так могут спать спокойно. А люди ждут от нас другого.

На наш взгляд, совершенно реально планировать работу, направленную на развитие «культуры на местах», исходя из государственного страхования и государственных гарантий, основываясь на частичном финансировании за счет привлеченных средств и меценатов, чьи вложения в культурные проекты смогут гарантировать им стабильность предпринимательства в целом. И для этого (в нашем случае) необходимо связать между собой культуру, курортное здравоохранение и туристический бизнес - ведь именно так прежде возникали и развивались в России культурные традиции, строились памятники истории и культуры. Именно благодаря этомуи появился в свое время на географической карте Подмосковья культурный феномен - поселок Малаховка.

Наша Малаховка подходит для роли «культурного Сколково», как никто другой! Известнейший, с точки зрения его роли в истории и культуре России, поселок, немалая территория, близость столичного мегаполиса и все условия для проживания и отдыха, вполне доступные кадровые резервы для реализации подобных планов.

А начать нам хотелось бы именно с осуществления заветной мечты всех малаховцев - с восстановления здания нашего Малаховского театра. Думаем, что это будет хорошим, весомым и оправданным «вступлением» в серьезное дело. Именно с восстановления Малаховского театра и на его базе — уместнее всего будет начать и продвигать более масштабные проекты.

Нет комментариев Добавить комментарий