Сайт

Малаховского отделения

Всероссийского Общества Охраны

Памятников Истории и Культуры

Статьи

Подписаться на RSS

Концепция развития Ансамбля



Примерная рабочая концепция развития

Ансамбля малаховского Летнего театра и сада

начала XX- 70г.г. XX века.


I. Основные цели и задачи.

  1. Создание единственного на сегодня в Подмосковье уникального ретро-ансамбля с использованием и учетом современных тенденций зрелищной культуры России начала XX века.
  2. Популяризация жанра забав и увеселений как объекта исторического наследия, при условии взаимодействия разных национальных традиций и их современного использования.
  3. Восстановление культурно-исторической роли Малаховки, как культурного центра региона.
  4. Деятельность Ансамбля как источника духовного и патриотического воспитания, а также возрождение особого «малаховского» стиля жизни (в пределах реально возможного на сегодняшний день).
  5. Реабилитация и развитие культуры зрелищных забав и увеселений, характерных для периода городского фольклора Серебрянного века.
  6. Разработка и реализация проекта круглогодичного использования парковой территории в ретроспекции современности.
  7. Восстановление и современное использование утраченных павильонов малых форм и атракционов.
  8. Размещение Малаховского музея истории и культуры в здании арт. кафе.
  9. Проектирование и реализация восстановления здания Летнего театра (арх. Даукша), предусматривающее его круглогодичное использование.
  10. Поиск источника финансирования работ, исходя из:


- государственных гарантий;

- частных инвестиций;

- участия в конкурсах;

- организации мероприятий;

- благотворительных акций;

- налога на малаховских предпринимателей.


II. Порядок проведения работ.


а) оперативные меры


  1. Открытие целевого специального субсчета на воссоздание Ансамбля в Московском областном отделении ВООПИиК.
  2. Проектирование порядка использования Летнего сада круглогодично (ландшафтный архитектор-реставратор с государственной лицензией).
  3. Согласование и утверждение проекта использования парка в установленном порядке.
  4. Запрет техногенного и иного вредного вмешательства на территории Ансамбля, ведущего к изменению режима грунтовых вод, структуры почвы, гибели корневых систем, наносящих урон предметам охраны Ансамбля (тяжелая мототехника, пейнтбол и т.п.).
  5. Фотоаллея и труппа Летнего театра вчера и сегодня.
  6. Проработка вопроса и возможности упорядоченности финансовых операций действующего Парка культуры и отдыха с целью выявления способа отчислений на работы по реставрации Ансамбля.
  7. Организация и проведение фестиваля «Шаляпинское песенное поле».
  8. Организация осенних посадок на основе историко-культурного опорного плана (центральная клумба партера).
  9. Подготовка катка и конструкций традиционных «русских горок» на зимний период.
  10. Популяризация идеи ретропарка в СМИ.


б) среднесрочные меры


  1. Сохранение исторического характера и планировочной структуры Ансамбля, применительно к современным реалиям.
  2. Восстановление:


- скейтинг-ринга (катание на роликовых коньках);

- скейт-борда (доска на роликах);

- лотереи-аллегри (беспроигрышная);

- лаун-тенниса (тип бадминтона 4-6 игроков);

- французского тира (занимательные мишени);

- танцевальной веранды с «живым» звуком;

- запуска воздушных шаров;

- карусели;

- летних катальных гор.


  1. Активное коммерческое использование Летнего сада, включая:


- проведение Сиреневых и Белых балов;

- конкурс еженедельных детских праздников;

- плату за атракционы;

- театр Петрушки;

- теневой театр;

- проведение конкурсов;

- избрание «королевы лета»;

- проведение выставок и ярмарок;

- воссоздание участка Малаховской конки;

- катание в экипажах (экскурсии);

- спектакли и концерты в Воздушном театре;

- открытие «Лавки букиниста» с читальным залом (на основе временных конструкций);

- ежегодное проведение «Шаляпинского песенного поля»;

- восстановление кинобудки с целью показа тематических кинофильмов с участием актеров, игравших на сцене Летнего театра;

- организация лектория «История культуры России»;

- подиум «история костюма»;

- организация пешеходных экскурсий по маршруту историко-культурного наследия Малаховки;

- «Артистическое кафе»;

- открытие музея;

- проведение традиционных национальных и государственных праздников;

- проведение литературно-музыкальных вечеров на открытой веранде;

- катание на ретровелосипедах;

- спортивные ретросоревнования (лапта, городки и т.п.);

- организация гастролей театра «Малаховская антреприза».

в) долгосрочные меры


  1. Ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта в современных условиях.
  2. Проектирование и согласование проекта здания Летнего театра с учетом его круглогодичного использования и сокращения зрительских мест до 250-300 человек (конкурс, архитектор-реставратор, лицензия).
  3. Практическое воплощение проекта.




Проект составлен экспертом Верховного Совета РФ,

зам. Председателя Малаховской организации ВООПИиК

Павловой Л.К.

и одобрен на заседании Совета Управления от 18.07.2016 года.





Комментарий к концепции развития театра и сада.

На совещании членов Совета управления малаховского отделения ВООПИиК с руководителем администрации К.А. Тимашковым 29 августа 2016 года был отмечен грамотный подход руководства поселения к ходу восстановительных работ.

Так, в качестве оперативной меры проводится работа по обеспечению проектирования режима использования территории парка, как предлагается и в примерной Концепции малаховского отделения ВООПИиК. В бюджете поселения предусмотрены средства на первый этап ведения проектирования. При этом ведутся переговоры со специалистами, имеющими лицензии в области восстановления памятников садово-паркового искусства и большой опыт в охране наследия.

В результате обсуждения от администрации Малаховки назначены ответственные лица для сотрудничества с местным отделением ВООПИиК. Большую помощь в организации совещания оказал кандидат в депутаты Московской областной думы Владимир Петрович Жук.


Владимир Петрович Жук.



Совет управления

Малаховского отделения

ВООПИиК

МАЛАХОВКА – КУЛЬТУРНОЕ СКОЛКОВО?

В.Ю. Васильев – худ.рук.

театра «Малаховская антреприза»,

член совета управления

Малаховского отделения ВООПИК



МАЛАХОВКА – КУЛЬТУРНОЕ СКОЛКОВО?


Сегодня много говорится о роли «малой родины», о возрождении ее культурно­-исторического значения в общегосударственном масштабе, о нравственном и патриотическом воспитании молодежи. Но в решении этих проблем не обойтись без развития культурной инфраструктуры на местах.

Идея восстановления самой культурно-исторической роли Малаховки, как культурного центра Подмосковья, назрела уже давно.

Здесь жили и творили Иван Бунин, композитор Глиэр, художник Марк Шагал. До революции, когда в России половина населения была неграмотной - театр в Малаховке работал. Артисты Малого и Художественного служили костяком труппы, и репутация местной сцены была столь высока, что она считалась филиалом Малого. Ее освятили своим талантом Немирович-Данченко, Нежданова, династия Садовских, Южин, Яблочкина, Певцов, Алиса Коонен, Гоголева, Ильинский и многие другие деятели театра, кто составил славу русской культуры. Здесь начинающий Рахманинов аккомпанировал самому Шаляпину, Ольга Леонардовна Книпер-Чехова играла здесь в «Чайке» - Пьесе Пьес. На малаховских подмостках дебютировала гениальная Фаина Раневская. В те незапамятные времена «провинциальный» - не означало «отсталый». И даже в «советские» времена, когда процветали только «большие и академические» - Малаховский театр принимал своего зрителя.

А в 99-м здание театра сгорело «при невыясненных обстоятельствах».

Конечно, на сегодняшний день у нас существует целый комплекс проблем в сфере культуры: это и наш малаховский музей, ютящийся в «чужом», не муниципальном здании; это и библиотека, которая могла бы развиваться и преображаться в условиях реалий сегодняшнего дня, если бы эти самые «реалии» не мешали процессу развития; это и профессиональный театр «Малаховская антреприза», чьи спектакли знают не только в Малаховке, а и в столице, на них едут зрители со всей области, из других городов, но коллектив не имеет возможности работать для своей публики - негде; это и культурно­-досуговый центр «Союз», «под завязку» загруженный работой досуговых коллективов, но не имеющий возможности в полной мере удовлетворить растущие культурные запросы населения из-за нехватки репетиционных комнат.

Однако, камнем преткновения в данной ситуации является вопрос восстановления здания исторического Малаховского театра. Это мнение всех жителей. Общество, в котором людей сближают только тотальные распродажи и стихийные бедствия - обречено. Что объединяет нас сегодня, кроме «борьбы за выживание»? Это еще не культурный голод, в мире спутникового телевидения и интернета - но мы все больше запираемся, каждый в своей «берлоге». А любовь к Родине начинается отнюдь не с георгиевских ленточек раз в году. Малаховка объединилась под знаменем восстановления своего театра.

До недавнего времени Администрация нашего городского поселения всячески способствовала сбору средств на его восстановление. В связи с последними событиями, связанными со «сменой власти» в Малаховке, у нас пропала уверенность в возможности дальнейшей работы в этом направлении. А хотелось бы ее не просто продолжить - но развить и расширить. Должны же существовать реально действующие государственные «рычаги», влияющие на развитие культуры и искусства «на местах», должна же быть программа, которая, исходя из интересов государства, а не из интересов местных «временщиков» и возможностей местного бюджета, централизованно координировала бы всю работу. В противном случае все наши разговоры об успехах и планах - лишь «домашние радости». Вопрос развития культуры и искусства «на местах» - он не просто знаковый. Он стратегически важный, и его решение нельзя пускать на самотек. Ведь никто же всерьез не рассматривает вопрос о передаче Вооруженных сил страны в ведение муниципальных властей, на чьей территории они расквартированы. Но ведь и с культурой не все так просто: от уровня приоритетной заинтересованности государства в культуре и образовании зависит еще - в чьих руках завтра окажется наше оружие, а послезавтра - и в чьих руках окажется власть. К тому же, накопленные нерешенные проблемы имеют обыкновение «мутировать» в совершенно безобразные формы.

Решать связанные с этим вопросы можно и нужно при непосредственном участии муниципальных властей - но, безусловно, не за счет муниципального бюджета в его теперешнем состоянии. Изыскать в казне свободные средства - задача почти нереальная, тем более, если речь идет не о тяжелом машиностроении, а о культуре. Но не останавливать же всю работу «до лучших времен», и когда они наступят? К тому же, муниципальные власти не должны и не могут заниматься стратегией государственного развития - а в данном случае речь идет именно об этом. Разумеется, время и «текущий момент» диктуют свои приоритеты. Но если руководствоваться только лишь такими критериями - Россия так и останется в роли «догоняющего».

В связи с этим, необходимо рассмотреть возможность перспективногоразвитиягородского поселения Малаховка в рамках какой либо Федеральной программы.

Если проект «Сколково» направлен на научно-технологический прорыв, то должен происходить и параллельный процесс, у этой «медали» просто обязана быть и другая сторона - прорыв в развитии культурном!

Возможное решение проблемы - в продвижении долгосрочных, «эволюционных» культурных проектов, основанных на интегрированном развитии всех существующих инфраструктур и перспективном образовании новых, локально сконцентрированных в населенных пунктах с историческими культурными традициями и в сравнительной близости от мегаполисов.

Мы хотели бы учредить проект «Малаховка» - культурный проект федерального значения на базе муниципального образования. Но для этого совершенно необходима реструктуризация административная и инфрастуктурная - и, разумеется, не на уровне местной власти, но, безусловно, с ее помощью и поддержкой. Мы хотели бы открыть Малаховку для разумного и взвешенного эксперимента в области культуры, открыть ее для того, чтобы решать не только свои собственные проблемы - но стать своеобразным плацдармом для продвижения государственной программы культурного развития.

Можно было бы нам начать и теперь, на своем уровне продвигать нашу идею. Только жизни ведь на это не хватит - если мы начнем с извечных пробиваний и согласований масштабного проекта на «местечковом» уровне. Ну, не входит в круг интересов местных властей то, без чего они и так могут спать спокойно. А люди ждут от нас другого.

На наш взгляд, совершенно реально планировать работу, направленную на развитие «культуры на местах», исходя из государственного страхования и государственных гарантий, основываясь на частичном финансировании за счет привлеченных средств и меценатов, чьи вложения в культурные проекты смогут гарантировать им стабильность предпринимательства в целом. И для этого (в нашем случае) необходимо связать между собой культуру, курортное здравоохранение и туристический бизнес - ведь именно так прежде возникали и развивались в России культурные традиции, строились памятники истории и культуры. Именно благодаря этомуи появился в свое время на географической карте Подмосковья культурный феномен - поселок Малаховка.

Наша Малаховка подходит для роли «культурного Сколково», как никто другой! Известнейший, с точки зрения его роли в истории и культуре России, поселок, немалая территория, близость столичного мегаполиса и все условия для проживания и отдыха, вполне доступные кадровые резервы для реализации подобных планов.

А начать нам хотелось бы именно с осуществления заветной мечты всех малаховцев - с восстановления здания нашего Малаховского театра. Думаем, что это будет хорошим, весомым и оправданным «вступлением» в серьезное дело. Именно с восстановления Малаховского театра и на его базе — уместнее всего будет начать и продвигать более масштабные проекты.

ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Л.К. Павлова

Зам. Председателя

Малаховского местного

отделения ВООПИК


ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Что же, кроме пространств объединяет и является святыней для всех без исключения народов России? Что одинаково ценится и передается из поколения в поколения вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности? Что является мощным средством национальной консолидации?

Это обычаи и обряды, традиции и верования, художественная культура и национальный ландшафт; словом, все то, что оставлено нам предками и составляет золотой фонд национального богатства страны. Все то, что является историко-культурным и природным наследием.

В Малаховке, несомненно, ядром культурного ландшафта является Ансамбль Летнего театра и сада нач. ХХ в. Пожалуй, редко кто из коренных жителей равнодушен к судьбе этого объекта наследия. Но за прошедшие с момента пожара здания театра 17 лет, кроме разговоров, не сделано ничего по восстановлению былой славы Ансамбля. Проекты и макеты, опросы населения и многочисленные обращения в различные инстанции никак не учитывали действующее законодательство об охране наследия. Сохранившийся фундамент здания театра обеспечил за ним статус памятника культуры регионального значения, исключающий возможность нового строительства. Т.е. внешне театр может быть воссоздан только по проекту архитектора Даукши (1911). Внутреннее пространство может быть приспособлено под круглогодичное использование. За 17 лет не было сделано главного – сохранения средств, собранных после пожара жителями Малаховки и заявки на финансирование реконструкции театра из федерального или регионального бюджета. Кроме того, не велась работа по обеспечению соответствующего постановления Правительства Московской области, обязательного в случае восстановления объекта наследия.

Администрация сдержала свое обещание и сохранила территорию Летнего сада. А также обеспечила перевод земли в муниципальную собственность, но сад, в отличие от театра, был беззащитен от всякого невежественного использования. Только в 2015г. усилиями общественности на средства, собранные жителями Малаховки, была проведена государственная историко-культурная экспертиза, исключающая возможность аренды, продажи и непрофильного использования участка.

Следующим этапом должно стать проектирование режима использования данной территории с учетом ее статуса вновь выявленного объекта наследия, применительно к современным условиям. Но главной должна стать просветительская функция Ансамбля; т.к. к сожалению, выросло поколение, для которого неизвестны имена Неждановой, Вертинского, Гельцер, Мироновой, Раневской и других великих деятелей культуры, прославивших нашу Малаховку. Члены Малаховского отделения ВООПИК, действующие на основании закона РФ №73 от 8.03.15 считают своей первоочередной задачей предотвращение непрофессионального подхода к процессу проектирования и строгое соблюдение норм законодательства. В отделении разработана и направлена в Министерство Культуры Московской Области и местныйсовет депутатов рабочая концепция развития Ансамбля Летнего Сада и театра. Концепция предусматривает создание эксклюзивного и единственного в Подмосковье ретро-парка, в котором история органично сочетается с современностью и предусматривает использование только отечественной традиции парковых развлечений. При этом возрождение игровой культуры начала ХХв. получает свое развитие в учете современных тенденций организации досуга. Предполагается не только воссоздание театра, но и размещение на территории Ансамбля Музея истории и культуры Малаховки и восстановление здания Артистического кафе. К сожалению, ожидание рассмотрения данного документа на заседании Совета депутатов затянулось…

Учитывая, что предметом охраны Малаховского отделения ВООПИК является и природное наследие, удалось остановить строительство коттеджа в лесу на ул. Совнаркомовская. В настоящее время ведется следствие на предмет законности изменения категории лесных земель. Не оставим без внимания и хищническую застройку берегов Малаховского озера. При участии членов ВООПИК удалось добиться доработки Генплана Малаховки, с учетом замечаний, высказанных жителями на публичных слушаниях.

Ведь разрушение культурно-природной среды, основанной на многолетней традиции, приводит к необратимым негативным процессам, воздействующим на мораль, мировоззрение и жизненные интересы людей.


Приглашаем единомышленников к сотрудничеству!